Обама не торопится с реакцией на химоружие в Сирии

Президент США Барак Обама заявил, что у США есть точные сведения об использовании химического оружия в Сирии, но при этом неизвестно, кем оно применялось.

"Сейчас у нас есть свидетельства того, что в Сирии применялось химическое оружие, но мы не знаем, как, когда и кем… А когда я принимаю решения, касающиеся национальной безопасности и возможности предпринимать ответные действия, я должен быть уверен, что у нас есть все факты", — сказал Обама.

Ранее Обама заявлял, что сирийские власти в случае применения химоружия пересекут "красную черту". Теперь журналисты ежедневно напоминают об этом, намекая на нерешительность администрации.

"Если мы поспешим с выводами без очевидных доказательств, мы можем оказаться в ситуации, когда мобилизовать международное сообщество не удастся. Возражения могут возникнуть даже у тех сил в регионе, которые поддерживают сирийскую оппозицию", — пояснил он.

Отвечая на вопрос о возможности военного вмешательства, Обама сказал: "Еще в прошлом году я поручил Пентагону, разведке подготовить для меня возможные варианты действий".

Президент США не считает, что непринятие новых мер после заявлений о химоружии подорвет доверие к США, и отмечает, что Вашингтон вносит активный вклад в решение сирийской проблемы.

"Это не та ситуация, в которой мы являемся посторонними наблюдателями. Моя политика с самого начала заключалась в том, что президент Асад потерял доверие, что он воюет против собственного народа, применяет военную силу против гражданского населения. И единственная возможность вернуть стране мир и стабильность — это уход Асада и передача власти. Реализуя эту стратегию, мы организовали международное сообщество, мы стали крупнейшим поставщиком гуманитарной помощи, мы поддерживаем оппозицию", — заявил Обама, передает "Взгляд".

Президент США поручил военным готовиться к разным вариантам действий по Сирии, в том числе в связи с возможным применением химоружия в этой стране. "Я поручил Пентагону, разведке быть готовыми к разным вариантам", — сказал Обама.

В Пентагоне же пока не готовы обнародовать новые данные о предполагаемом применении химического оружия. "Мы продолжаем оценивать, что произошло", — заявил на пресс-конференции глава американского оборонного ведомства Чак Хейгел, отвечая на вопрос, есть ли данные о пострадавших в Сирии от химического оружия.

21 марта сирийское правительство попросило генсека ООН Пан Ги Муна провести расследование в Алеппо, где, как утверждает Дамаск, оппозиция применила химические боеприпасы. Генсек собрал для этого группу инспекторов, но затем по просьбе Великобритании и Франции настоял на расследовании также слухов о применении химоружия властями Сирии в других районах в декабре прошлого года. В результате инспекторы ожидают на Кипре разрешения на въезд в Сирию при условии доступа в любую точку страны, а не только в Алеппо.

В пятницу постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джафари заявил журналистам, что сирийское правительство не отказывается от расследования каких-любых утверждений относительно применения химоружия, но требует прояснить детали для того, чтобы международные инспекторы могли въехать в страну.

"Правительство Сирии не закрывало дверь для миссии по расследованию, чтобы проверить другие утверждения", — сказал Джафари журналистам. Однако, по его словам, следует уважать международное право, устав ООН и суверенное право Сирии, как заинтересованной стороны, получать информацию. Такая информация о применении химоружия властями Сирии, как подчеркнул дипломат, не была до сих пор предоставлена ни сирийскому правительству, ни Совету Безопасности ООН.

"Если у генерального секретаря есть какие-то детали, он должен делиться ими с нами и с СБ ООН", — сказал Джафари. Постпред сравнил эту ситуацию с Ираком, который подозревали в производстве оружия массового уничтожения, но оно так и не было найдено, после того как режим Саддама Хусейна был свергнут.

Отвечая на вопрос о том, откуда у вооруженной оппозиции могли быть химические боеприпасы, Джафари указал на возможность их поставок из-за пределов страны. Он напомнил, что 8 декабря 2012 года Дамаск направил генсеку и СБ ООН письмо со ссылкой на турецкую газету Yurt. Как сказал Джафари, эта газета сообщала о якобы производстве "Aль-Kаидой" химоружия в Турции для применения в Сирии. "Мы так и не получили никакой реакции от СБ ООН", — сказал дипломат, передает Trend.