Делегаты Съезда народа Ингушетии выступили за избрание главы республики через парламент. Всего на съезде присутствовало 213 делегатов с правом голоса. За избрание главы субъекта через местное заксобрание выступило большинство делегатов, за исключением 17 человек.
Съезд ингушского народа состоялся в субботу в станице Нестеровская. На него приглашены представители населения республики, религиозных конфессий, общественных объединений, культуры и искусства, творческих коллективов, депутаты регионального парламента. В числе приглашенных — представители диаспор, руководители представительств Ингушетии, общественные деятели, относящие себя к оппозиции официальной власти, экс-президенты.
Официально принять решение выбирать главу республики не всенародно, а голосованием в парламенте Ингушетия сможет уже менее чем через неделю, 26 апреля. В этот день пройдет заседание, где одним из вопросов станет внесение соответствующих изменений в региональное законодательство.
Ранее глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отмечал, что решения съезда народа Ингушетии носят рекомендательный характер, но будут учтены в работе заксобрания и властей республики. "В зале присутствуют представители всех слоев населения, в том числе, и представители оппозиции", — сказал Евкуров, отметив, что их мнение необходимо знать для принятия важных для общества документов.
Евкуров высказал мнение, что регионы пока не готовы к прямым выборам руководителей, но отметил, что считает "более чем демократичными" обе модели выборов — и прямые, и через парламент. "Я думаю, что общество еще не совсем готово к прямым выборам, и это касается не только Ингушетии, но и других регионов страны", — сказал Евкуров. Он добавил, что отдает предпочтение выборам через парламент.
Зато первый президент Ингушетии Руслан Аушев считает, что проведение прямых выборов главы региона повысит ответственность будущего руководителя перед народом.
"Я за всенародные выборы… Во время прямых выборов заключается договор об ответственности будущего главы перед народом, и он обязуется решать стоящие задачи не перед кем-то, а именно перед народом на основе конституции и закона", — сказал Аушев, обращаясь к делегатам съезда ингушского народа.
Экс-президент Ингушетии уверен, что принять решение о всенародном голосовании, то есть позволить народу выполнить свою конституционную обязанность — это не самое большое мужество, которое можно проявить. "Покажите миру, что Республика Ингушетия не второй сорт, а сильное, демократическое, свободное государство", — заявил Аушев, выступая на съезде, передает "Прайм".
Институт всенародных выборов глав регионов существовал с начала 1990-х годов, прекратил свое существование в 2005 году и восстановлен в прошлом году — первые губернаторские выборы прошли осенью 2012-го. В начале апреля 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон, позволяющий субъектам отказаться от прямых выборов. Парламент Дагестана 18 апреля первым среди российских регионов отказался от прямых выборов.
Против отказа от всенародных выборов выступили депутаты Народного собрания Дагестана от партий КПРФ и "Патриоты России". Однако в итоге они против своей воли вошли в число тех 90 жителей Дагестана (депутатов парламента), которые выберут главу региона.
За непрямые выборы высказались все остальные: и левая "Справедливая Россия", и центристская "Единая Россия", имеющая подавляющее большинство мандатов, и даже позиционирующее себя как правую партию "Правое дело".
"Решение принято, демократия восторжествовала", — так отреагировал на решение отменить всенародные выборы спикер парламента Дагестана Хизри Шихсаидов.
Дагестанские депутаты не только пожелали самостоятельно решить, кто будет лицом республики, но и захотели сделать это как можно скорее — они приняли обращение к президенту России с просьбой разрешить провести выборы раньше 8 сентября 2013 года, на которое назначено голосование.
Представитель фракции "Справедливая Россия" Камил Давдиев считает, что новый порядок позволит сохранить межнациональный мир в республике. По его мнению, практика назначаемости оправдала себя, позволила сохранить страну и выстроить административную вертикаль. Он также считает, что невсенародные выборы будут "отвечать интересам и чаяниям всего многонационального народа Дагестана.
Его коллега по фракции депутат Мурат Пайзулаев в свою очередь считает, что Дагестан только тогда будет готов к всенародным выборам, когда в республике сформируется полноценное гражданское общество. А будущие избиратели главы региона — депутаты Народного собрания Дагестана — "это люди, избранные от народа и представляющие их интересы".
В других республиках Северного Кавказа пока о подобном развитии событий открыто не говорят.
В Кабардино-Балкарии выборы главы региона намечены на 2015 год. До этого времени парламентарии планируют изучить опыт других регионов, а также провести консультации с общественными объединениями и гражданами региона, говорится в сообщении на сайте парламента.
В парламенте Карачаево-Черкесии сообщили, что вопрос пока не обсуждался, с законодательной инициативой никто не выступал. Не обсуждался вопрос и в парламенте Чечни, передает "Взгляд".