Временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов считает, что выбирать руководителя республики будет региональный парламент.
На прошлой неделе Госдума приняла закон о праве регионов по своему усмотрению оставить прямые выборы губернаторов или ввести процедуру выборов главы субъекта через региональное заксобрание. Эксперты выразили мнение, что такая схема должна носить не системный, а исключительный характер, и неплохо было бы прописать в законе перечень таких регионов. Сам Абдулатипов стал врио главы Дагестана в конце января, после отставки Магомедсалама Магомедова.
"Ситуация в разных регионах разная, и мы будем учитывать специфику региона… Если учитывать общую ситуацию, наш парламент, я думаю, пойдет на парламентский вариант выборов", — заявил Абдулатипов на встрече с блогерами и журналистами в Дагестанском государственном институте народного хозяйства.
При этом политик оговорился, что лично ему ближе прямые выборы. "Я всегда выступал за всенародные выборы. И для меня лично всенародный вариант даже, может быть, более приемлемый. Я люблю говорить открыто, мне есть что сказать", — сказал он.
Абдулатипов напомнил, что выборы пройдут 8 сентября, и сказал, что обязательно будет баллотироваться. "Буду баллотироваться, а кому еще, если не мне? Я исхожу из своих искренних побуждений обновить Дагестан, отмыть Дагестан, очистить Дагестан", — сказал он, передает "Взгляд".
В 2012 году в России вернулись прямые губернаторские выборы. Однако представители ряда национальных республик выразили опасение, что прямые выборы у них могут быть чреваты конфликтами. В таких регионах сосуществуют разные народы, но одни из них малочисленнее других и есть опасение, что на прямых выборах их кандидат не сможет победить.
При отказе региона от прямых выборов, представленные в региональном и федеральном парламентах, партии получат право представить президенту России Владимиру Путину по три кандидата в губернаторы. Глава государства направит любые три из них на рассмотрение регионального парламента, который одного из них наделит губернаторскими полномочиями.
Претендент на пост губернатора, помимо отсутствия судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, должен будет закрыть счета и вклады за рубежом и продать ценные бумаги иностранных эмитентов.
По мнению самих депутатов Госдумы, правом отказаться от прямых выборов воспользуются далеко не все. По мнению главы думского конституционного комитета Владимира Плигина (ЕР), вернуться к прежней схеме избрания губернатора захотят незначительное число регионов.
"Мы полагаем, что данный институт (губернаторские выборы) будет использоваться в российской политической практике, одновременно небольшое число субъектов РФ будут использовать данный институт с учетом определенных особенностей существующей ситуации в том или ином субъекте РФ", — сказал Плигин.
"Я думаю, что никто не откажется, кроме Северного Кавказа", — считает вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛПДР).
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов хотел бы большей конкретики и выразил мнение, что было бы неплохо прописать в законе, какие регионы могут получить право отказаться от выборов. "Было бы правильно составить конечный список территорий, прописать это в законе", — сказал Виноградов.
В свою очередь замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин считает разумным, если таких регионов будет не больше шести.
"Мне кажется, что вполне разумными были те предположения, согласно которым процедурой непрямых выборов воспользуются пять-шесть российских регионов. А в остальных регионах останется система прямых выборов губернаторов", — отметил он.
Президент международного института политической экспертизы Евгений Минченко выступил за то, чтобы такая схема носила исключительный характер.
"Мне инициатива, честно говоря, не очень нравится. На мой взгляд, принципиально важно, чтобы эта схема не носила системный характер, а применялась бы только в редких случаях. Понятно, в каких — это республики Северного Кавказа. Насколько я понимаю, ровно такая позиция в администрации президента и есть. Просто невозможно написать в законе, что это только для республик Северного Кавказа, поскольку это противоречит Конституции и равноправию субъектов федерации", — сказал он, передает "Прайм".