МИД Грузии выразил озабоченность в связи широкомасштабными учениями, которые Россия внезапно начала в районе Черного моря.
Как отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства, маневры "проводятся близ морской и сухопутной границы Грузии, а представители властей России не распространили информацию о продолжительности и точной дислокации военных частей", задействованных в учениях.
МИД отмечает, что "исходя из масштабов учений, они не могут рассматриваться как пропорциональное реагирование на ожидаемые угрозы". По оценке ведомства, данные маневры "выходят за пределы обычного расположения военных подразделений, предусмотренное Венским соглашением от 2011 года "Об укреплении доверия и безопасности".
Между тем, министр обороны Ираклий Аласания заявил журналистам, что "Грузия не чувствует прямой опасности в связи с этими учениями ВС РФ". "Эти учения, естественно, удесятеряют наше внимание, но прямую опасность от них Грузия не чувствует", — сказал министр, передает ИТАР-ТАСС.
Президент России Владимир Путин в 04.00 мск четверга, на пути в Сочи из ЮАР, отдал с борта номер один приказ о начале учений в районе Черного моря. В них задействованы около 7 тысяч человек, 30 кораблей, около 250 бронемашин, до 50 артиллерийских орудий различного назначения, до 20 боевых самолетов и вертолетов, войска быстрого развертывания, ВДВ, а также силы специального назначения.
Учения проходят в регионе, где менее чем через год состоится Олимпиада в Сочи, безопасность которой объявлена одним из приоритетов как для правоохранительных органов, так и для Вооруженных сил РФ. Учения стали вторыми за последние два месяца незапланированными маневрами российской армии: в феврале внезапная проверка боеготовности была проведена впервые за 20 лет.
Замминистра обороны РФ Анатолий Антонов накануне отметил, что внеплановая проверка в Южном военном округе направлена на определение боеготовности Вооруженных сил и, в первую очередь, Черноморского флота. Он отметил, что такая практика будет продолжена. По его словам, венский документ 2011 года предполагает уведомление о военной деятельности, если в учении принимают участие более 9 тысяч человек.
Российские военные эксперты положительно оценили инициативу президента РФ Владимира Путина о проведении внезапных военных учений в Черном море, назвав их нормальным элементом приведения армии в боевую готовность. По их мнению, неожиданные учения позволяют избежать "показухи" и "встряхнуть армию".
Как заявил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, подобные учения — прежде всего, нормальная проверка боеготовности. "Это действительно проверка боевой готовности частей и подразделений, когда заранее неизвестны дата, время и цель предстоящих учений. Это нормальный элемент приведения армии в те или иные степени боевой готовности, чтобы на практике отработать то, для чего, собственно, предназначены Вооруженные силы — то есть, для отражения агрессии", — сказал эксперт.
Он счел, что проведение таких мероприятий, безусловно, правильно, и напомнил, что это возвращение к советской практике — тогда подобные учения были нормой. "К сожалению, в 90-е, 2000-е годы мы не могли себе этого позволить, но сегодня армия укрепляется, поставляется новая техника, оружие. Кроме того, мы перешли на бригадную систему, а в новой организационно-штатной структуре как раз необходимы такие мероприятия по проверке боевой готовности и слаженности", — отметил Коротченко.
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин также отметил форму проведения учений. "Сама форма проведения учений заслуживает внимания, потому что обычно учения готовятся заблаговременно, а такая форма проведения как раз позволяет выявить те недостатки боеготовности, недостатки в подготовке войск", — сказал он.
По словам Шаравина, учения не должны готовиться заблаговременно, поскольку это позволяет избежать "показухи". "В данном случае никакой "показухи" нет, ведь когда войска поднимают по тревоге, всегда все огрехи видны и можно выявить реальные ошибки", — отметил эксперт.
Коротченко связал "некоторые составляющие" внезапных учений с Олимпиадой-2014 в Сочи. "Есть достаточно много влиятельных сил… которые хотели бы различного рода военно-политических осложнений при проведении Олимпиады", — сказал эксперт, назвав "готовность армии к парированию внешних угроз, в том числе и по линии антитеррора" одним из элементов успешного проведения Олимпиады в Сочи, передает "Взгляд".