Времени для того, чтобы Россия и США смогли договориться по проблеме противоракетной обороны, остается все меньше и меньше. С таким заявлением выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью кубинским СМИ.
"Несмотря на все наши попытки объяснить американцам, что мы рассматриваем европейскую ПРО в том виде, в котором она предложена — как по сути направленную против РФ и ее ядерного потенциала, тем не менее, наши аргументы не слышат ни на американском уровне, ни в формате Североатлантического альянса", — сказал премьер. По его словам, Россию пытаются успокаивать, однако эти рассуждения не представляются Москве убедительными. "Все аргументы свои мы сообщали, но ситуация не меняется, увы, с каждым месяцем времени для договоренности остается все меньше и меньше", — подчеркнул он.
Медведев отметил, что горизонт для принятия такого решения заканчивается чуть раньше, чем конец этого десятилетия. "Если мы не сможем договориться, последствия могут быть для международных отношений весьма и весьма неприятные, потому что нам придется принимать ответные меры, и эти ответные меры вынуждено будет принимать любое российское правительство, любой руководитель российского государства, просто потому, что таковы наши стратегические интересы", — заявил Медведев.
Тем не менее, указал российский премьер-министр, "надо признаться, что в целом за последние годы наши отношения развивались скорее не плохо, потому что нам удалось подготовить и подписать очень важные документы, американские коллеги способствовали нашему вступлению в ВТО". "Не скрою, и мне, и, уверен, моему коллеге Владимиру Путину достаточно комфортно общаться с администрацией США, но есть темы, по которым наши позиции очень серьезно расходятся", — сказал российский премьер-министр.
В частности, еще одним осложняющим отношения фактором он назвал принятие закона Магнитского. "Нам пришлось принять ответные меры, включая закон об ответственности лиц, нарушающих права человека и интересы российских граждан. Хороший ли это путь? Плохой. И чем меньше таких поводов будет, тем лучше — и для российско-американских отношений и для международных отношений в целом", — заметил премьер-министр РФ, передает ИТАР-ТАСС.
Накануне постпред России при НАТО Александр Грушко накануне заявил, что неурегулированная ситуация с системой ЕвроПРО может негативно сказаться на сотрудничестве России и НАТО в других областях.
"Отношения между Россией и НАТО развиваются не в вакууме. Они опираются на стратегическую стабильность. Поэтому, если ядерный баланс будет подорван в результате реализации поддержанных НАТО американских планов поэтапного развертывания ПРО, то это самым серьезным образом скажется на всем спектре сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО", — сказал Грушко.
"У всех есть понимание, что вопрос о ПРО является ключевым, определяющим для самого качества взаимодействия России и НАТО", — подчеркнул постпред, передает "Интерфакс".
В декабре Александр Грушко заявил, что позитивные изменения в отношениях РФ с НАТО произойдут, если альянс проявит политическую волю к сотрудничеству.
"Я уверен, что если наши партнеры будут проявлять политическую волю к сотрудничеству, то мы можем добиться укрепления и улучшения качества отношений Россия-НАТО", — сказал Грушко.
Россия продолжит развивать проекты в тех областях, "где мы реально заинтересованы в том, чтобы объединять усилия", заверил дипломат. "Эта линия будет последовательной, она будет твердой", — отметил он.
Грушко подчеркнул, что проблема ПРО будет оставаться главной в повестке дня диалога РФ и НАТО. "Если нам удастся договориться, это будет означать, что впервые после окончания "холодной войны" Россия и НАТО реально объединяют ресурсы в деле борьбы с общими угрозами и рисками. Если же нам не удастся договориться, это будет означать, что даже в сфере общих интересов существуют разделительные линии, которые мешают нам реально сотрудничать по вопросам безопасности", — сказал он.
"Конечно, мы не разделяем точку зрения, что НАТО не может делегировать России защиту собственных территорий, поскольку Россия не является частью системы, связанной со статьей пятой Вашингтонского договора. На наш взгляд, это противоречит принципу неделимости и безопасности, который мы провозгласили во всех документах ОБСЕ, в том числе в документах Совета Россия — НАТО, начиная с основополагающего акта, который был подписан в Париже в 1997 году и заканчивая Лиссабонским документом", — отметил дипломат.