Система противоракетной обороны (ПРО) в Европе содержит серьезные изъяны и может оказаться неэффективной. К такому выводу пришли эксперты Министерства обороны США по итогам нескольких засекреченных исследований, сообщает Associated Press, ссылаясь на данные, озвученные на секретном брифинге Управления по подотчетности правительства (Government Accountability Office) Конгресса США.
Этот брифинг был подготовлен на основе закрытых исследований, которые, по свидетельству АП, провело Агентство по ПРО Пентагона.
Эксперты Агентства по ПРО, в частности, выяснили, что Румыния является далеко не самым удачным местом для размещения американских ракет-перехватчиков. Кроме того, дислокация американских противоракет в Польше будет иметь смысл только в том случае, если они будут модифицированы и предназначены для перехвата на разгонной стадии полета, установило Агентство по ПРО. Между тем, правительство США не ведет работ по созданию перехватчика для использования на разгонной стадии полета, считая эту идею неосуществимой.
Проблемы не решает и размещение ракет-перехватчиков на кораблях, отметило АП. Предложения же о направлении таких кораблей в Северное море способно лишь обострить разногласия по поводу ПРО с Москвой, поскольку в этом случае перехватчики будут находиться фактически на траектории потенциального движения ракет России и, таким образом, подкреплять представления о своей направленности против ее потенциала стратегического сдерживания, передает ИТАР-ТАСС.
Агентство напоминает, что план по развертыванию американской ПРО подвергался критике со стороны республиканцев, которые считают его составленным поспешно и таким образом, чтобы успокоить Россию, выступающую против размещения американских ракет в Восточной Европе. Ряд правительственных и научных исследований ставят под сомнение, что этот план сможет работать так, как задумано.
Подобные исследования, отмечает Associated Press, могут заставить Конгресс пересмотреть вопрос о трате миллиардов долларов на систему, которая не будет работать, на фоне значительных сокращений бюджетных расходов на военные нужды.
Военные источники агентства отказались разглашать подробности исследований, сославшись на их секретность. Вместе с тем, они подчеркнули, что перехватчики, предназначенные для защиты США, находятся на ранних стадиях разработки, и пока рано говорить об их реальных возможностях. Собеседники агентства отметили также, что территория США уже защищена другими системами ПРО, а система на территории Европы может использоваться для защиты европейских союзников, а также американских войск, дислоцированных в регионе, и радаров, пишет Лента.ру.
"Адаптируемый поэтапный подход" к созданию системы ПРО был провозглашен администрацией Барака Обамы в сентябре 2009 года. В соответствии с ее решением, архитектура ПРО США в Европе будет создаваться в четыре этапа. На первом — в период по 2011 год — в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные многоцелевыми зенитно- ракетными комплексами "Иджис" и ракетами-перехватчиками "Стэндард-3" ("Эс-эм-3"), размещен радар ПРО в Турции. На втором — к 2015 году — намечается перебросить мобильные батареи с ракетами "Эс-эм-3" на территорию Румынии. Далее — к 2018 году — их предполагается развернуть в Польше. А к 2020 году планируется заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран- членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических.
С критикой части этих планов выступил в сентябре минувшего года и Национальный исследовательский совет (НИС). Эта организация входит в структуру Национальной академии наук США. НИС подготовил по запросу Конгресса доклад, в котором призвал власти США существенно скорректировать планы развертывания системы ПРО и, в частности, отказаться от реализации его заключительного этапа. В Москве этот этап "расценивается как весьма серьезный риск для российских стратегических сил сдерживания", указывал в марте прошлого года глава МИД Сергей Лавров.
А постпред России при НАТО Александр Грушко накануне заявил, что неурегулированная ситуация с системой ЕвроПРО может негативно сказаться на сотрудничестве России и НАТО в других областях.
"Отношения между Россией и НАТО развиваются не в вакууме. Они опираются на стратегическую стабильность. Поэтому, если ядерный баланс будет подорван в результате реализации поддержанных НАТО американских планов поэтапного развертывания ПРО, то это самым серьезным образом скажется на всем спектре сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО", — сказал Грушко.
"У всех есть понимание, что вопрос о ПРО является ключевым, определяющим для самого качества взаимодействия России и НАТО", — подчеркнул постпред, передает "Интерфакс".
В декабре Александр Грушко заявил, что позитивные изменения в отношениях РФ с НАТО произойдут, если альянс проявит политическую волю к сотрудничеству.
"Я уверен, что если наши партнеры будут проявлять политическую волю к сотрудничеству, то мы можем добиться укрепления и улучшения качества отношений Россия-НАТО", — сказал Грушко.
Россия продолжит развивать проекты в тех областях, "где мы реально заинтересованы в том, чтобы объединять усилия", заверил дипломат. "Эта линия будет последовательной, она будет твердой", — отметил он.
Грушко подчеркнул, что проблема ПРО будет оставаться главной в повестке дня диалога РФ и НАТО. "Если нам удастся договориться, это будет означать, что впервые после окончания "холодной войны" Россия и НАТО реально объединяют ресурсы в деле борьбы с общими угрозами и рисками. Если же нам не удастся договориться, это будет означать, что даже в сфере общих интересов существуют разделительные линии, которые мешают нам реально сотрудничать по вопросам безопасности", — сказал он.
"Конечно, мы не разделяем точку зрения, что НАТО не может делегировать России защиту собственных территорий, поскольку Россия не является частью системы, связанной со статьей пятой Вашингтонского договора. На наш взгляд, это противоречит принципу неделимости и безопасности, который мы провозгласили во всех документах ОБСЕ, в том числе в документах Совета Россия — НАТО, начиная с основополагающего акта, который был подписан в Париже в 1997 году и заканчивая Лиссабонским документом", — отметил дипломат.