Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала ежегодный отчет о ситуации с демократией и политическими правами в мире. Грузия по-прежнему признана "частично демократической" страной, однако вернулась в категорию "избирательных демократий". Южной Осетии присвоен статус "несвободной", а Абхазии — "частично свободной" страны.
Новый ежегодный доклад, опубликованный 16 января, оценивает ситуацию в 195 государствах и 14 территориальных единицах с точки зрения политических прав и гражданских свобод человека. Каждой стране присваивается статус "свободной", "частично свободной" или "несвободной" по баллам, полученным в категории политических прав и гражданских свобод по шкале от 1 до 7, где 1 означает самую свободную, а 7 — наименее свободную страну.
Согласно докладу, в категории политических свобод в 2012 году рейтинг Грузии улучшился с 4-х до 3-х баллов, что, по заявлению организации, связано с мирной передачей власти оппозиционному объединению в результате октябрьских парламентских выборов. В докладе также отмечается, что выборы были оценены международными наблюдателями как свободные и справедливые, а освещение выборов в СМИ было плюралистичным.
Это способствовало возвращению Грузии в категорию "избирательной демократии". Напомним, этого статуса Freedom House лишила Грузию в 2009 году в связи с парламентскими и досрочными президентскими выборами 2008 года.
"В Евразии развивалось несколько позитивных событий. Самым примечательным является произошедшее в Грузии, которая добилась улучшения в своей категории политических прав после того, как оппозиционная партия "Грузинская мечта" победила на конкурентных парламентских выборах. За выборами последовала упорядоченная и демократическая передача власти, что является первым таким случаем в истории страны, а избирательная кампания характеризовалась более плюралистическим освещением в СМИ", — говорится в докладе.
Однако, несмотря на эти достижения, Грузия "завершила год на отметке ниже удовлетворительной" после того, как аресты бывших высокопоставленных лиц новым правительством породили предположения о политически мотивированном преследовании, отмечаеют авторы доклада.
Рейтинг Грузии в категории гражданских свобод сохранился на уровне 3-х баллов. В докладе Freedom House также упоминаются Абхазия и Южная Осетия, которые проходят по категории "спорных территорий". Аналогично предыдущему докладу, Южной Осетии присвоен статус "несвободной", а Абхазии — "частично свободной" единицы.
Однако в категории политических прав в случае с Абхазией в докладе отмечается улучшение "из-за конкурентоспособности проведенных в марте 2012 года парламентских выборов, в ходе которых вектор склонился от партий власти или традиционных оппозиционных партий в сторону независимых кандидатов", передает агентство "Новости-Грузия".
"Я бы сказал, что какие-то радикальные изменения мне лично сложно отметить", — прокомментировал оценку Freedom House абхазский политолог Алхас Тхагушев. — Мы можем констатировать, что прошли выборы и довольно резво, хорошо прошли, было много положительных моментов, и это было отмечено, видимо, в этом докладе. Проблема в том, что, несмотря на то, что из года в год у нас улучшается выборная система, выборы реально конкурентные, люди, которых мы выбираем на президентских или парламентских выборах, к сожалению, потом вписываются в ту старую, совершенно не отвечающую современным реалиям систему государственного правления. К сожалению, все те издержки, которые были раньше при прошлой власти, при нынешней остаются. Есть какие-то определенные вариации, но в общем можно констатировать, что наше общество пока еще до конца не созрело для того, чтобы менять систему. Власть, видимо, это чувствует, и на уровне исполнительной власти понимают, что пока можно не менять. Ну, если можно не менять, почему бы и нет, — пользуются тем, что есть".
"К сожалению, наша исполнительная власть не расположена к тому, чтобы принимать решения с учетом иных мнений, но это было и раньше. Я, будучи депутатом парламента, помню, что сам тоже был в профильном бюджетном комитете, и это все, как правило, проходило таким же образом, т. е. были какие-то стычки, какие-то депутаты пытались внести поправки, но все это повисало в воздухе", — отметил политолог в беседе с "Эхо Кавказа".