Тбилисский городской суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о заочном аресте находящегося в бегах бывшего министра юстиции Грузии Зураба Адеишвили, обвиняемого по делу о банкротстве банка "Карту".
Как сообщили в суде, пятеро других высокопоставленных госчиновников, проходящих по данному делу, отпущены под залог.
В частности, залог для экс-главы Службы доходов Минфина Грузии Джабы Эбаноидзе составил 30 тысяч лари (18 тысяч долларов), сотрудников этого ведомства Романа Чхенкели — 15 тысяч лари, Отара Агладзе и Мамуки Лашхия — по 8 тысяч лари, а экс-главы Национального бюро по исполнению Минюста республики Николоза Мелия — 25 тысяч лари.
Следующий судебный процесс по этому делу назначен на 7 марта, передает "Интерфакс".
Адеишвили и экс-руководитель службы доходов Джаба Эбаноидзе были приглашены на допрос по делу "Карту банка" в антикоррупционный департамент МВД Грузии 16 января, в тот же день экс-министру юстиции было предъявлено обвинение. В декабре 2012 года показания по делу дали экс-премьер Ника Гилаури, бывший министр финансов Дмитрий Гвиндадзе, бывший министр энергетики и финансов Александр Хетагури и экс-министр экономики Грузии Вера Кобалия.
Как сообщил журналистам 18 января Мелия, ему предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 205 УК Грузии (содействие сокрытию имущества) и ч. 1 ст. 232 статьи УК Грузии (злоупотребление должностными полномочиями). По информации бывшего чиновника, допрос касался дела о банкротстве "Карту Банка". Мелия подчеркнул, что он не согласен с обвинением и виновным себя не признает, пишет "Кавказский Узел".
Ранее, 5 января, городской суд Тбилиси заочно арестовал Адеишвили по обвинению в организации избиений и пыток заключенных. Ходатайство прокуратуры было удовлетворено в день подачи. По словам адвоката Адеишвили Гочи Сванидзе, суд также принял решение приостановить действие международного паспорта и внутреннего удостоверения личности экс-министра.
Зураб Адеишвили обвиняется в злоупотреблении служебным положением, которое вызывало существенное нарушение прав физических и юридических лиц и законных интересов общества и государства, было совершено насильственным путем, с оскорблением личного достоинства пострадавших.
"Он также совершил организацию унизительного и нечеловеческого обращения с заключенными, поставив их в нечеловеческое, унижающее их достоинство и честь положение, которое нанесло им сильную физическую и психическую боль и мучения, было совершено чиновниками с использованием служебного положения, в отношении двух и более лиц, в групповом порядке", — разъясняет прокуратура Грузии. Адеишвили также обвиняется в фальсификации доказательство по уголовному делу об особо тяжком преступлении и в провоцировании преступления.
По информации прокуратуры, в начале сентября 2012 года Зураб Адеишвили еще будучи министром юстиции узнал, что видеоматериалы о пытках заключенных в Глданской тюрьме №8 могли быть опубликованы одним из европейских телеканалов перед парламентскими выборами 1 октября 2012 года. А так как эти материалы могли скомпрометировать тогдашнее правительство Грузии, 17 сентября 2012 года Адеишвили вызвал в свой кабинет бывшего первого заместителя главного прокурора Давида Чхатарашвили и председателя департамента исполнения наказаний Давида Чакуа и поручил им совершение таких действий, которые убедили бы общество, что добытые бывшим сотрудником Глданской тюрьмы Владимиром Бедукадзе кадры о пытках заключенных якобы не соответствовали реальной ситуации в тюрьмах и были выполнены по заказу коалиции "Грузинская мечта" за определенное вознаграждение.
К осуществлению этого плана были привлечены сотрудники Глданской тюрьмы Леван Пурцхванидзе, Борис Парулава и Леван Пхаладзе, которые отобрали заключенных, а затем собрали их в отдельной камере и стали наносить им словесные и физические оскорбления, снимая пытки на видеокамеру. На следующий день, 19 сентября, Пурцхванидзе через пресс-службу МВД сообщил обществу ложную информацию о том, что оскорбления и пытки заключенных были сняты по заказу коалиции "Грузинская мечта".
На основании полученных следствием показаний и вещественных доказательств Зурабу Адеишвили были предъявлены обвинения по статьям 25-332, часть 2-я и 3-я, 25-1443, часть 2-я, 25-145 и 25-3691, часть 3-я УК Грузии, передает ИА REGNUM.
21 декабря Главная прокуратура Грузии обнародовала детали уголовного дела, возбужденного против Зураба Адеишвили, 29 декабря была распространена информация о предъявлении ему обвинения. Повестка о предъявлении бывшему министру юстиции обвинения была вручена его адвокатам. А так как обвиняемый Адеишвили на эти действия не отреагировал, прокуратура сочла, что он уклоняется от явки в следственные органы, чем мешает следствию и установлению истины по делу.
Адеишвили вместе с семьей покинул Грузию в начале октября, сразу же после победы на парламентских выборах коалиции "Грузинская мечта". В настоящее время местонахождение Адеишвили неизвестно. Как сообщает телеканал "Имеди", бывший министр юстиции грузии обратился к властям Бельгии с просьбой о предоставлении политического убежища. По данным телеканала, он получил согласие бельгийской стороны.
Так как в Грузии за Адеишвили не числится никакого имущества и его семья вывезена из страны, следствие утверждает, что мотиваций для возвращения в Грузию у экс-министра нет. А принимая во внимание тот факт, что Зураб Адеишвили на протяжении многих лет занимал различные высшие должности в правительстве Грузии, прокуратура отмечает, что у подсудимого имеются значительные связи за границей. По данным МИД Грузии, на имя Зураба Адеишвили выданы три дипломатических паспорта, которые дают ему право въезда в другие страны и передвижения за пределами Грузии по упрощенным процедурам. Кроме того, после парламентских выборов 1 октября 2012 года президент Грузии издал указ от 12 октября 2012 года, на основании которого целому ряду должностных лиц предоставил право пользования дипломатическим паспортом в течение одного года после того, как эти лица будут уволены с занимаемой должности или истечет срок их полномочий.
При выборе Зурабу Адеишвили меры пресечения прокуратура приняла во внимание особую тяжесть совершенного им преступления и выдвинутого ему обвинения, а также международные обязательства, которые приняло грузинское государство по актам ООН и Страсбурга о пресечении пыток и нечеловеческого, унизительного обращения.