Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Россию и США сдвинуть с мертвой точки процесс ядерного разоружения. Генсек выразил убежденность, что этому будут способствовать углубленные консультации между Москвой и Вашингтоном, за которыми последуют двусторонние шаги по сокращению арсеналов оружия массового уничтожения.
Выступая в пятницу в Институте международных исследований в Монтерее (штат Калифорния), административный глава всемирной организации напомнил, что в апреле в Женеве стартует вторая сессия подготовительного комитета обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), намеченной на 2015 год. По словам Пан Ги Муна, в ходе нее ядерным державам будет предоставлен шанс принять решительные шаги в направлении сокращения ядерных арсеналов и усиления их прозрачности.
"Необходимо начать с углубленных консультаций между государствами с крупнейшими ядерными арсеналами — Российской Федерацией и Соединенными Штатами, после чего должны последовать существенное и подтвержденное сокращение их арсеналов, а также аналогичные меры со стороны других стран", — указал генсек ООН. Он подчеркнул "особую ответственность", которая лежит на ядерных державах и призвал их предпринять самостоятельные шаги по разоружению и укреплению механизмов контроля, не оглядываясь на другие страны.
По словам Пан Ги Муна, ДНЯО на сегодняшний день "остается краеугольным камнем глобального ядерного разоружения и режима нераспространения". Вместе с тем, глава всемирной организации констатировал наличие "брешей и пробелов" в последнем. "Чем дольше мы мешкаем, тем больше риск, что это оружие будет использовано, преумножено или попадет в руки террористов", — предупредил он.
Комментируя ход Конференции по разоружению, генсек выразил обеспокоенность тем, что ее достижения могут быть перечеркнуты десятью годами бездействия. "Еще один год застоя в работе Конференции по разоружению в Женеве совершенно недопустим", — заявил он, призвав участников этого международного форума без промедления приступить к выработке "давно назревшего" соглашения по ядерному топливу.
В своей речи генсек ООН не оставил без внимания проблему денуклеаризации Корейского полуострова и ядерную программу Ирана. Пан Ги Мун потребовал от властей КНДР и Исламской Республики беспрекословно следовать резолюциям Совета Безопасности, сотрудничать с международным сообществом и "выстраивать атмосферу доверия" в отношениях с другими странами, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее замглавы Минобороны РФ Анатолий Антонов заявил, что Москва готова продолжить переговоры о сокращении ядерных вооружений только после того, как будет учтена ее озабоченность по проблеме ЕвроПРО.
"Я считаю, что дальнейшие переговоры о сокращении ядерных вооружений возможны. Они будут востребованы после реализации задач, заложенных в договоре об СНВ, после нахождения взаимоприемлемых решений по обозначенным нами проблемам", — сказал Антонов на международной конференции "Ядерное оружие и международная безопасность в мире ХХI века" в Москве.
Замглавы Минобороны отметил, что такой разговор должен быть многосторонним, с подключением всех ядерных держав. Он подчеркнул, что для возобновления переговоров необходимо, чтобы России предоставили юридически обязывающие гарантии ненаправленности ЕвроПРО.
"Скажите, пожалуйста, почему по запрещению производства оружейных расщепляющихся материалов американская сторона настаивает на выработке юридически обязывающего договора, почему по проблеме контроля над обычными вооруженными силами в Европе натовцы настаивают на подписании обязывающих договоренностей, почему проблемы негуманного оружия пытаются решить исключительно в рамках международных договорных соглашений, а когда российская сторона ставит вопрос получения надежных гарантий в виде юридически обязывающего документа — тут же это предложение отсекается, считается несерьезным, потому что Конгресс не готов поддержать такого рода соглашение", — поинтересовался Антонов.
А вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Россия выступает против расширения клуба ядерных держав. "Мы считаем, что клуб ядерных держав, каким он сложился, он должен оставаться именно таким", — сказал Рогозин.
Вице-премьер подчеркнул, что ядерное оружие имеют право держать у себя только те государства, которые в полной мере осознают всю катастрофичность его возможного применения.
"Тот, кто реально думает о возможности применения ядерного оружия, тот уже безумен. Оружие массового уничтожения — слишком серьезная вещь, чтобы доверять его людям, которые заняты только военными делами. Это глубокий политический вопрос, и ядерное оружие — это, прежде всего, политическое оружие", — подчеркнул он.