Тбилисский городской суд удовлетворил ходатайство адвокатов экс-министра обороны Ираклия Окруашвили по делу о создании в 2011 году в Грузии незаконного вооруженного формирования, и сменил ему меру пресечения с предварительного заключения на освобождение под залог в размере 10 тысяч лари (около 6 тысяч долларов).
Причиной для принятия судом такого решения стало изменение показаний восемью из девяти свидетелей по делу на заседании 9 января — они заявили, что в 2011 году давали показания против экс-министра под давлением, а также отмена судебного решения от 28 марта 2008 года, приговорившего Окруашвили к 11 годам лишения свободы по делу о взяточничестве. На заседании в четверг было отмечено, что, по мнению суда, угрозы давления Окруашвили на свидетелей по делу нет.
Ранее 8 января Главная прокуратура сняла с Окруашвили два обвинения — в отмывании денег и злоупотреблении служебными полномочиями. А 10 января Тбилисский апелляционный суд упразднил решение городского суда от 28 марта 2008 года, приговорившего Окруашвили к 11 годам тюремного заключения по делу о взяточничестве. Однако несмотря на вердикт Апелляционного суда, Окруашвили продолжает оставаться под арестом, так как он приговорен к предварительному заключению еще по одному делу — о служебной халатности, касающемуся приобретения министерством обороны в бытность Окруашвили главой ведомства некачественных боеприпасов при помощи фирмы Mevel Corporation. Судебный процесс по этому делу начнется 11 января, передает агентство "Новости-Грузия".
Бывший соратник президента Грузии Ираклий Окруашвили после отставки с поста министра обороны страны в 2007 году объявил о создании оппозиционного движения и выступил с обвинениями в адрес высшего руководства страны. Спустя два дня после этого заявления он был арестован по делу о коррупции. На допросе он полностью отказался от своих заявлений в адрес президента и частично признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. Окруашвили был освобожден под залог в 10 миллионов лари (6,5 миллиона долларов) на период предварительного следствия, а впоследствии объявлен в розыск. В апреле 2008 года Окруашвили получил политическое убежище во Франции.
Окруашвили вернулся в Грузию 20 ноября авиарейсом Стамбул-Тбилиси и был арестован прямо в Тбилисском международном аэропорту на основании решения Тбилисского горсуда от 28 марта 2008 года, приговорившего его к 11 годам лишения свободы по обвинению в служебной халатности (статья 342), злоупотреблении служебными полномочиями (статья 332) и взяточничестве (статья 338).
Окруашвили заявил, что его уже никто не заставит покинуть Грузию. "Ираклий Окруашвили готов продолжить свою справедливую борьбу из тюрьмы, обжаловав выдвинутое против него обвинение и доказав собственную невиновность. Надежду на это ему дают произошедшие в стране изменения", — заявили в пресс-службе "Грузинской партии", сопредседателем которой является Окруашвили.
Читайте по теме: Окруашвили вернулся бороться за свободу
Внезапное появление Окруашвили вызвало различную реакцию новых властей, оппозиции и экспертов. Представители меньшинства и ряд экспертов в Грузии считают, что от нового правительства, в частности от Иванишвили, были даны экс-министру определенные гарантии на скорое освобождение, однако сам премьер-министр категорически опровергает это.
"Обещаю, что никаких гарантий никому дано не будет, будет это Окруашвили, я или президент. Если Окруашвили виновен, он обязательно ответит, а если прав, то будет освобожден", — заявил Иванишвили.
Комментируя ситуацию вокруг Окруашвили, министр юстиции Тея Цулукиани также заявила, что "то, что Окруашвили политически преследовался, не означает, что он невиновен, и все эпизоды должны быть расследованы".
В настоящее время в грузинских судах рассматриваются несколько дел Окруашвили, возбужденных против него в период, когда правящей партией в стране было "Единое национальное движение", и касающихся как времени, когда он был министром обороны (2004-2006 годы), так и 2011 года, когда он уже проживал во Франции.
В декабре Ираклий Окруашвили заявил в интервью грузинскому изданию "Квирис палитра" ("Палитра недели"), что, не считая обращения с ним полиции в Тбилисском аэропорту и сотрудников тюрьмы, все остальное оставляет у него впечатление, что он вернулся в Грузию времен Саакашвили.
По его словам, возвращаясь в Тбилиси после пятилетнего изгнания, он больше всего надеялся на изменение ситуации в прокуратуре, но оказалось, что его дело ведут те же самые прокуроры, которых в свое время назначил бывший министр юстиции Зураб Адеишвили.
"На свидетелей и сегодня явно оказывают давление. Когда свидетель глазами и плечами показывает, что, мол, поделаешь, и указывает на прокурора, это говорит о фальши", — пояснил бывший министр обороны. Его удивило, что суд, который освободил большинство задержанных бывших чиновников под залог, отказал его адвокатам в замене меры пресечения. "А ведь они знали, что на свободу я все равно не выйду, ведь по другому делу мне присуждено 11 лет. Но решение судей меня и не удивило, потому что я с самого начала учитывал, что судом все еще "эффективно" управляет и использует его Саакашвили. Но позиция прокуратуры подозрительна. Мне кажется, что ее календарь остановился до 1 октября", — заявил Окруашвили.
Относительно одного из выдвигаемых ему обвинений — в закупке вооружения по завышенным ценам, экс-министр пояснил, что те же пули, которые при его правлении министерство обороны закупало за 0,08 центов, его предшественник и правопреемник — Георгий Барамидзе и Давид Кезерашвили закупали по 0,12-0,15 центов, то есть почти вдвое дороже. А что касается закупки "Кольчуги", эту закупку, по заявлению Окруашвили, согласовали между собой Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко.
"Оружие — не товар, который лежит на прилавке, а ты идешь и покупаешь его. Установленной и стандартной цены тут почти не существует. Цену назначают исходя из того, насколько ты нуждаешься и имеешь ли другого поставщика", — заявил Ираклий Окруашвили и сообщил, что рынки оружия были для Грузии крайне лимитированы — Украина, Болгария и еще несколько балканских стран. "К тому же русские, стоило им только узнать о намерениях Грузии закупить оружие у конкретного поставщика, тут же направляли туда свою делегацию и то обещаниями понижения цены, то иными путями предлагали расторгнуть заключенный с нами контракт", — пояснил ситуацию Окруашвили, передает ИА REGNUM.