Президент Грузии Михаил Саакашвили предупредил парламент, что может наложить вето на принимаемые законы, если посчитает их неприемлемыми. Такое заявление грузинский лидер сделал в связи с планируемыми изменениями в закон "Об общих судах", которые, по его словам, полностью обратят судебную власть под контроль исполнительной.
Парламент Грузии на пленарном заседании 20 декабря утвердил в первом чтении пакет законопроектов, который касается порядка комплектования Верховного совета юстиции, выборов судей и секретаря совета и ряда других правил, касающихся деятельности судебной системы. Как объясняют авторы законопроекта, эти изменения необходимы для обеспечения большей независимости судебной системы, которая прежним правительством была превращена в исполнителя приказов свыше.
Законодательный пакет предусматривает внесение соответствующих изменений в законы "Об общих судах", "О дисциплинарной ответственности и дисциплинарном правопроизводстве судей общих судов", "О Верховном совете юстиции" и в "Уголовно-процессуальный кодекс Грузии".
На принятое парламентом решение уже откликнулся президент Грузии Михаил Саакашвили, который в тот же день вечером провел брифинг в связи с происходящими в стране событиями и одной из первых тем затронул именно вопрос внесения изменений в закон "Об общих судах".
Президент сообщил, что только что встретился с молодой девушкой, сотрудницей Тбилисского городского суда, которая рассказала ему, что определенное время находилась под давлением и шантажом со стороны представителей полиции. "Главной целью шантажа было получение информации и вкючение ее в незаконное сотрудничество против тех судей коллегии по уголовным делам, которые выдают санкции на арест", — заявил президент. По его же информации, параллельно прокуратура вызвала на допрос бывших членов Верховного совета юстиции по нескольким делам из прошлого.
"Одним словом, мы стоим перед угрозой полной потери судебным институтом своей независимости… Признаю, что и при прежнем правительстве суд не был идеальным институтом, было много недочетов, но я хорошо знаю разницу между тем судом, который мы пытались реформировать во время Шеварднадзе, и тем, что был хотя бы в последние годы. У суда была проблема степени независимости, но не было коррупции, и институционально мы создали гарантии, чтобы эти люди были независимыми. Верховный совет юстиции комплектовала судебная власть, я угел с поста председателя совета юстиции, члены совета имели высокие зарплаты. Сегодня их лишают всех атрибутов этой независимости", — пояснил Саакашвили.
По его словам, новое правительство вносит в закон "Об общих судах" такие изменения, которые полностью обратят судебную власть под контроль исполнительной, и депутаты парламента знают, что Венецианская комиссия потребовала отложить обсуждение этого законопроекта.
"Если этот законопроект останется в его первоначальном виде, я применю полномочия президента и наложу на него вето", — подчеркнул Саакашвили, передает ИА REGNUM.
Саакашвили, напомним, лишился поддержки правительства и парламента после того, как возглавляемая им партия потерпела поражение на октябрьских парламентских выборах. Выборы выиграла оппозиционная коалиция "Грузинская мечта", представители которой неоднократно требовали отставки действующего президента. Было сформировано новое правительство, которое возглавил лидер "Грузинской мечты", миллиардер Бидзина Иванишвили. "Единое национальное движение", бывшее правящей партией со времен "революции роз", перешло в оппозицию.
Сам Саакашвили пока сохраняет за собой президентский пост (следующие выборы должны пройти осенью 2013 года), однако его влияние в последнее время значительно уменьшилось. Иванишвили, заявил, что инициировать процедуру импичмента в отношении президента не будет (ранее Иванишвили настаивал на досрочной отставке Саакашвили, однако эти претензии были негативно восприняты на Западе). В то же время, отвечая на вопрос о возможности ареста Саакашвили, новый премьер заявил следующее: "Лично я не желаю ареста Саакашвили. Но если прокуратура конкретно положит дело против высших лиц государства, я вмешиваться и закрывать такие дела не буду".
Сам Саакашвили, однако, заявляет, что не собирается уходить из политики после истечения срока президентских полномочий в 2013 году, и приложит все силы для сохранения и усиления своей партии "Единое Национальное движение".
"Я останусь в политике. Есть те, кто мечтают о разрушении "Нацдвижения", но этого не произойдет. Ни я, ни моя партия с политической арены Грузии не исчезнем… Я думаю, что "Нацдвижение" еще расширится", — сказал Саакашвили на брифинге в четверг.
По словам Саакашвили, своей главной задачей он считает довести до конца начатые "Нацдвижением" реформы и не допустить разрушения государства. При этом он категорически опроверг слухи о том, что якобы планирует покинуть Грузию. "Я здесь родился, здесь живу, и здесь умру. Но до того как умру, я намерен действовать. И как не будет конца света, так и не будет конца "Нацдвижения", — подчеркнул он, передает РИА Новости.