Российские сенаторы планируют организовать на Северном Кавказе лагеря для этнических черкесов, которые просят их спасти от гражданской войны в Сирии. В этих лагерях могли бы получить убежище свыше 2 тысяч человек. Правительство России готово помочь черкесам, однако скептически относится к идее организации лагерей: подобного опыта в стране еще не было. Кроме того, спецслужбы опасаются, что под видом беженцев на Северный Кавказ хлынут религиозные экстремисты и боевики.
Вопрос помощи черкесам, чья диаспора в Сирии насчитывает свыше 100 тысяч человек, встал особенно остро в связи с гражданской войной в этой стране и последними данными о потерях среди мирного населения. Как сообщил сенатор Альберт Кажаров, общественные организации Сирии сообщают уже о 50 погибших черкесах. Также в Россию поступило более 2 тысяч обращений от представителей черкесской диаспоры в Сирии, в которых люди заявляют о своей готовности к репатриации. Еще несколько тысяч человек, по сведениям сенаторов, также желают приехать в Россию, однако пока не обратились к российским властям.
"На самом деле речь идет не о репатриации, а именно о спасении этих людей, — заявил Альберт Кажаров. — Эскалация конфликта в Сирии привела к гибели нескольких тысяч людей, в том числе наших соотечественников. Когда я был в Дамаске еще весной с делегацией Совета Федерации, уже тогда ситуация была напряженной. Я стал очевидцем двух взрывов в центре Дамаска, когда погибли десятки людей и были ранены сотни".
В Совете Федерации отмечают: несмотря на то что все представители диаспоры относят себя к черкесам, на самом деле речь идет о людях, чья историческая родина — весь Северный Кавказ. "Среди них есть и дагестанцы, и ингуши, и чеченцы", — пояснил Альберт Кажаров.
Однако вопрос, где именно можно разместить беженцев из Сирии, до сих пор остается открытым. С начала этого года с помощью Совета Федерации около 600 черкесов — выходцев с Кавказа — вернулись на историческую родину и были приняты Адыгеей и Кабардино-Балкарией (КБР) по квотам. Но дополнительных квот, как поясняет сенатор, в этих республиках уже нет. Поэтому единственный выход, по мнению общественных деятелей, — создание на Северном Кавказе специальных лагерей для беженцев.
"Эти лагеря можно, например, разместить в Адыгее и КБР, — говорит Альберт Кажаров. — На Кавказе есть опыт создания лагерей для беженцев, вернее для временно перемещенных граждан, как в случае с Чечней. Сейчас в случае создания лагерей для беженцев — наших соотечественников из Сирии — в Адыгее и Кабардино-Балкарии им будет проще адаптироваться. С учетом существования демографической проблемы в стране возвращение наших соотечественников на свою историческую родину было бы не только верным и справедливым, но и полезным", пишет газета "Известия".
Черкесы, проживающие Сирии, испытывают сильное давление, как со стороны представителей так называемой оппозиции, так и со стороны правительственных военных формирований. По мнению национальной диаспоры, черкесам грозит физическое истребление.
Челар Кат, родственник убитого в Сирии черкеса: "В Сирии уже 20 месяцев идет гражданская война, которая унесла жизни многих мирных жителей, в том числе и черкесского населения. Каждый день приходят новости о раненных, убитых, похищенных. Война уже затронула черкесские поселения, и к сожалению, остаться нейтральными у них не получилось, как бы они не старались".Положение осложняется тем, что нет единства и в самой черкесской диаспоре. Многие представители этой этнической группы считают, что позиция Сирийской Черкесской Хасы не отражает реального положения дел и является про-Асадовской. Активисты Хасы утверждают, что черкесским поселениям ничего не угрожает, однако произошедшее 2 ноября доказывает обратное.
Челар Кат: "2 ноября правительственные войска окружили село Беражан, в котором закрепилась небольшая группа повстанцев и начала по нему массированную артиллерийскую атаку. Жители этого села были вынуждены спуститься в бомбоубежища и подвалы своих домов. Это для них представляло большую угрозу. 200 человек были вынуждены укрыться в бомбоубежищах и неопределенное количество в подвалах своих домов. Были попытки вывезти людей оттуда, в том числе и 5 октября. Когда группа черкесов активистов из других поселений и Дамаска на микроавтобусах попыталась войти в селение, чтобы вывезти людей оттуда, оно было встречено огнем. Погиб один черкес".
Репатриационные настроения среди черкесов Сирии высокие. Реально уже готовы переселиться в Россию порядка 100 семей, но сдерживающим фактором являются юридические сложности возвращения : ограничения на выезд из страны, введенные властями, и отсутствие безвизового режима между Россией и Сирией.
Челар Кат: "К сожалению ситуация очень катастрофическая сейчас с черкесами в Сирии. Работать по существующим законам РФ очень сложно. Это не позволяет эвакуировать много людей. Оформление документов для выезда в Россию требует много времени, а также существуют квоты, которые не позволяют вывезти достаточное количество людей для проживания на своей исторической родине. Я считаю единственным выходом участие МЧС в этом вопросе и организация массовой эвакуации людей".