Антикоррупционное агентство МВД Грузии вызвало на допрос экс-министра экономики и устойчивого развития, а ныне — советника президента Грузии Веру Кобалия в связи делом о банкротстве Cartu Bank.
Ранее МВД Грузии сообщило, что расследует преступную схему "с участием лиц на государственных политических должностях и других представителей исполнительной и законодательной властей" по банкротству Cartu Bank. Целью схемы, по данным следствия, являлась "расправа" с лидером оппозиционной коалиции "Грузинская мечта", нынешним премьером Бидзиной Иванишвили, который по сей день остается бенефициарным владельцем Cartu Bank.
Кобалия, находящаяся на пятом месяце беременности, заявила журналистам в пятницу перед допросом, что готова сотрудничать со следствием, но не знает, о чем ее будут спрашивать следователи.
По этому же делу допрашивался экс-министр энергетики и финансов Александр Хетагури, задержанный 19 декабря по обвинению в отмывании денег и получении взятки. Вместе с ним были задержаны несколько бывших высокопоставленных чиновников, а также гендиректор принадлежащих "Интер РАО ЕЭС" в Грузии компаний Дэви Канделаки и гендиректор телекомпании "Рустави 2" Ника Гварамия. В пятницу Хетагури были официально предъявлены обвинения в отмывании денег и получении взятки. Своей вины он не признает, передает РИА Новости.
О некоторых деталях схемы доведения банка до банкротства накануне сообщила начальник пресс-службы министерства Нино Гиоргобиани.
"Существующими в уголовном деле показаниями и уликами подтверждается, что в преступной схеме, которая была направлена на банкротство Cartu Bank (бенефициарным владельцем которого является Иванишвили) и нанесение ему финансового ущерба, согласованно и организовано действовали различные звенья бывшей власти. В частности, парламент Грузии, министерства юстиции, финансов и экономики, с входящими в них структурами и подструктурами", — подчеркнула Гиоргобиани, передает агентство "Новости-Грузия".
Преступный план состоял из нескольких этапов. После того, как Иванишвили открыто заявил о начале политической деятельности, бывшие высокопоставленные чиновники правительства разработали, а парламент страны утвердил изменения в действующее законодательство, согласно которым государству в случае наличия у того или иного предприятия налоговой задолженности предоставлялось право реализации имущества этого предприятия с аукциона, независимо от того, было это имущество обременено ипотекой в пользу банка или нет.
Нино Гиоргобиани подчеркнула, что эти изменения были приняты с единственной целью — обанкротить банк "Карту". А чтобы банк не имел возможности выкупить заложенное у него имущество других предприятий по разумной цене, Национальное бюро исполнения при непосредственной организации его бывшего начальника Николоза Мелия срывало аукцион, затем имущество передавалось министерству экономики, а министерство по распоряжению президента производило отчуждение этого имущества в пользу тех компаний или юридических лиц, которые были связаны с прежними владельцами отчуждаемого имущества.
Согласно преступной схеме, те приближенные к властям бизнесмены, которые имели кредитные задолженности перед банком "Карту", должны были признать наличие у них несуществующих налоговых задолженностей. После этого обремененное ипотекой в пользу банка "Карту" имущество этих бизнесменов Национальное бюро исполнения выносило на аукцион. На аукционе покупателей не фиксировалось, и непроданное имущество передавалось министерству экономики, а то путем прямой продажи производило отчуждение этого имущества либо компаниям прежних владельцев либо их близким.
"Таким преступным путем приближенные к властям бизнесмены не теряли свое имущество, а за участие в преступной схеме им отменялись кредиторские задолженности перед банком "Карту". Соответственно пострадавшим становился банк "Карту", — пояснила Нино Гиоргобиани.
По ее же информации, на тот период, когда бывшие власти осуществляли этот преступный план, банком "Карту" было выдано кредитов предпринимательским субъектам на почти $60 млн и более чем 3,7 млн лари.
В качестве подтверждения сказанного Нино Гиоргобиани привела и конкретный факт. В начале ноября 2011 года бывший министр юстиции Зураб Адеишвили вызвал в свой кабинет бывшего начальника службы доходов минфина Джабу Эбаноидзе, рассказал ему о схеме "банкротства" банка "Карту" и поручил ее осуществление. Эбаноидзе, в свою очередь, возложил осуществление схемы на начальника главного управления департамента аудита службы доходов Георгия Лашхия и его заместителя Отара Агладзе. Они задействовали в этой схеме фирмы бывшего губернатора региона Мцхета-Мтианети Яго Чочели, предприятия родственников бывшего начальника департамента криминальной полиции Ираклия Кодуа и бывшего президента Ассоциации малых и средних предпринимателей Георгия Исакадзе. Эти предприятия были проданы именно по той схеме, которую власти разработали с целью банкротства "Карту".
По информации Нино Гиоргобиани, Джаба Эбаноидзе, Георгий Лашхия, Отар Агладзе и бизнесмены согласились на сотрудничество со следствием, и благодаря их показаниям и другим бесспорным доказательствам следствию удалось расшифровать эту преступную схему, в которой были задействованы парламент, министерство юстиции, министерство финансов и министерство экономики и устойчивого развития, а также входящие в них структурные подразделения, передает ИА REGNUM.