Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал места размещения комплексов противоракетной обороны Patriot, полученных от союзников Анкары по НАТО. Системы ПРО будут установлены на юго-востоке страны — в городах Адана, Газянтеп и Кахраманмарас.
"Мы обратились в НАТО, и они предоставили нам шесть комплексов, которые мы разместим в Адане, Газянтепе и Кахраманмарасе", — сказал Р. Эрдоган. Развертывание систем Patriot будет сопровождаться размещением 400 военнослужащих из каждого государства, которое откликнулось на призыв Анкары о размещении комплексов — США, Германии и Нидерландов.
Адана — четвертый по размеру населения город Турции. Он расположен в 100 км от границы с Сирией. Рядом с Аданой находится совместная американо-турецкая военно-воздушная база Инкирлик.
В Газянтепе проживают около 1,5 млн человек. От границы с Сирией его отделяют 60 км. Кахраманмарас находится в 150 км от сирийской границы. Население города насчитывает 500 тыс. человек.
Системы Patriot будут полностью развернуты к концу января 2013 года, передает РБК.
Турция во второй половине ноября обратилась к НАТО с просьбой предоставить ей ЗРК Patriot для защиты от возможного воздушного нападения со стороны Сирии. Запрос Турции был связан с тем, что в последнее время на территории страны участились попадания снарядов, выпущенных в Сирии, поскольку бои в арабской республике идут на самой границе двух государств.
Совет НАТО принял решение о размещении ракет 4 декабря. Турция с удовлетворением встретила данную новость. "Это решение важно с точки зрения практического подтверждения единства и солидарности альянса", — отметили в турецком МИД.
Решение Турции о разворачивании комплексов Patiot было раскритиковано в Сирии, Иране и России.
Министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил, что этот шаг не послужит усилению безопасности Турции, а только подорвет ее. "Установка ракет Patriot не усилит безопасность Турции, она только пойдет ей во вред. Запад всегда преследовал свои цели и интересы, и мы не согласны с вмешательством западных стран в региональные дела", — заявил Вахиди, передает "Интерфакс".
А Россия считает, что размещение ракетных комплексов Patriot не разрешит ситуацию на границе Турции с Сирией.
"Что касается системы Patriot — во-первых, это не самая лучшая система в мире, а, во-вторых, мы разделяем озабоченность Турции в связи с событиями на границе, мы прекрасно понимаем чувства и турецкого руководства, и турецкого народа, но призываем к сдержанности, потому что создание каких-то дополнительных возможностей на границе ситуацию не разрежает, а наоборот, усугубляет", — заявил президент РФ Владимир Путин на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
"Если в начале пьесы на стене висит ружье, то в конце пьесы оно обязательно должно выстрелить, зачем нам лишняя стрельба на границе?" — отметил российский лидер.
"Мы не являемся записными защитниками режима, существующего в Сирии. Я уже много раз говорил, мы не адвокаты действующего сирийского руководства, мы озабочены другим: что будет. Мы не хотим повторения ошибок, которые были совершены, на наш взгляд, в недавнем прошлом", — добавил Путин.
Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич отметил, что в России расценивают милитаризацию сирийско-турецкой границы как тревожный сигнал.
"Вы уже видели комментарии заместителя министра господина Рябкова о том, что милитаризация турецко-сирийской границы — это тревожный сигнал, и наш совет турецким коллегам состоит совсем в другом — использовать свой потенциал влияния на сирийскую оппозицию с тем, чтобы поскорее привести дело к началу межсирийского диалога, а не заниматься накачкой мускулов и переводить ситуацию в опасное русло", — сказал Лукашевич, передает РИА Новости.
А постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко заявил, что размещение ракетных комплексов Patriot НАТО на сирийско-турецкой границе — это шаг в сторону вовлечения альянса в сирийский конфликт.
"Ранее руководство альянса неоднократно заявляло, что Сирия — это не Ливия, и что НАТО не видит для себя роли в сирийской ситуации, но размещение зенитно-ракетных систем — это очевидный шаг в сторону вовлечения НАТО в сирийские события, и эта вовлеченность может стать нарастающей и необратимой в случае инцидента или провокации на границе", — сказал Грушко.
"Мы приняли к сведению, что решение, которое НАТО планирует принять, носит исключительно оборонительный характер, направлено на деэскалацию в районе сирийско-турецкой границы, и что у НАТО нет никаких планов введения бесполетной зоны", — подчеркнул российский дипломат.
Он напомнил, что Россия исходит из того, что "для достижения надежного и прочного урегулирования в Сирии востребованы не демонстрации военной силы, а адресная и энергичная работа со всеми сторонами с целью запуска политического процесса, как это предусмотрено женевским документом". "Считаем, что у сирийского конфликта нет военного решения, оно может быть только политическим", — добавил он.