Очередные переговоры "шестерки" с Ираном пройдут в январе

Очередной раунд переговоров "шестерки" с Ираном может состояться уже в январе 2013 года в Стамбуле, пишет в субботу газета Washington Post со ссылкой на осведомленные источники в США и Евросоюзе.

По данным газеты, главы стран "шестерки", в которую входят Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия, возможно, начнут подготовительные консультации перед переговорами с Ираном уже на следующей неделе. Подтверждение этой информации от Тегерана пока не поступало.

Предыдущий — третий за 2012 год — раунд переговоров представителей Исламкой республики с "шестеркой" состоялся в Москве 18-19 июня. Московскому раунду предшествовали стамбульский (14 апреля) и багдадский (23-24 мая). Все эти переговоры завершились без каких-либо прорывных решений. До этого переговоры "шестерки" и Ирана не проводились более года.

США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. "Шестерка" с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения, передает РИА Новости.

Накануне постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что односторонние санкции, введенные США и другими странами в отношении Тегерана, подрывают международные усилия по урегулированию ситуации вокруг иранского "ядерного досье". Такую точку зрения он высказал, выступая на открытом заседании Совета Безопасности, посвященном выполнению санкций, введенных в отношении Исламской Республики.

"Россия полностью соблюдает все резолюции Совета Безопасности ООН в отношении Ирана. При этом убеждены, что эффективность санкционного режима и в целом коллективность и единство действий международного сообщества по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы подрываются дополнительно вводимыми односторонними рестрикциями", — сказал дипломат. Он указал, что в ряде случаев эти санкции "носят экстратерриториальный характер", то есть действуют за пределами государств, которые их ввели. По словам Виталия Чуркина, это "категорически неприемлемо с международно-правовой точки зрения".

Россия продолжает выступать за урегулирование иранской ядерной проблемы и считает, что у этого пути нет альтернативы.

"Россия последовательно выступает за политико- дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы и исходит из безальтернативности переговорного решения", — сказал Виталий Чуркин. При этом он подчеркнул, что усилия на данном направлении "должны осуществляться на принципах поэтапности, взаимности и в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, передает ИТАР-ТАСС.

Ранее заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что многочисленные санкции в отношении Ирана не дают искомого результата. "Мы, к сожалению, пока все еще топчемся на месте. Мы, несмотря на все усилия, не достигли результата, и у нас сохраняются определенные немалые расхождения с американцами по важной составляющей так называемой иранской политики, это санкционная составляющая", — сказал Рябков.

"Нам говорят, что санкции нужны для того, чтобы помочь успеху на переговорах, но они (санкции) не дают искомого эффекта", — отметил замглавы МИД РФ.

"У нас большие сомнения, что санкции предназначены для достижения результата на переговорах, то, как декларируют это их авторы и спонсоры. Мы думаем, что санкции в большей степени нацелены на расшатывание политической системы в Иране, на создание социальной неустойчивости там, на тот социально-политический инжиниринг, который мы, к сожалению, наблюдаем и в других точках мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и Северной Африке", — подчеркнул Рябков.

Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что угроза применения силы не сподвигнет Иран на уступки в вопросе о ядерной программе. "Угрозы применения силы — это худший из возможных контекстов, худший фон для переговоров. Понятно, что под нажимом никто на уступки не идет. И наивно полагать, что угроза применения силы сподвигнет тех, кто принимает решения в Тегеране, к каким-то правильным решениям", — сказал он.