Захваченную террористами в Сирии украинскую журналистку Анхар Кочневу держат "где-то в сельском районе вблизи Хомса", заявил представитель внутренней сирийской оппозиции Кадри Джемаль.
"Мы делаем все возможное для того, чтобы усилить кампанию солидарности с журналисткой Анхар Кочневой, которая находится, по нашим данным, где-то в сельском районе возле Хомса. Пока нет ничего нового, но мы будем делать все возможное для того, чтобы ее освободить. Мы в народном фронте и в коалиции сил за мирные перемены очень волнуемся за ее судьбу", — сказал представитель оппозиции.
Кочнева приехала в Сирию после начала конфликта, работала внештатным корреспондентом, сопровождала приезжающих в Сирию украинских журналистов, сотрудничала со многими российскими СМИ, в том числе с НТВ, РенТВ и Russia Today. Она была похищена в Сирии в октябре. В начале ноября на страничке в социальной сети Facebook было выложено видеообращение Кочневой с просьбой выполнить требования похитителей. Она тогда сообщила, что находится в городе Хомс.
Во вторник МИД Украины призвал Дамаск действовать более активно для освобождения Кочневой и привлечения виновных лиц к ответственности. Боевики "Свободной сирийской армии" в ответ на это заявление пообещали убить журналистку. Ранее похитители заявили, что Кочневу могут казнить 13 декабря, если до этого времени террористы не получат выкуп — 50 миллионов долларов, передает РИА Новости.
В начале ноября в интернете появилось видеообращение от имении Кочневой, в котором похищенная просит российские и сирийские власти выполнить требования боевиков. Женщина на видео говорит по-арабски: "Меня зовут Анхар. Я нахожусь в городе Хомс. Я прошу украинское и российское посольства, а также сирийское правительство, выполнить требования похитителей". Видео длится всего 15 секунд.
"На видео она выглядит подавленной и измученной, — отмечает лично знающий Кочневу Александр Ионов, президент Антиглобалистского общества России. — Лично я опасаюсь за ее жизнь, так как в случае наступления правительственных войск, как это часто бывает, заложников не отпускают, а расстреливают на месте".
Граждане Украины, проживающие в провинции Хомс, рассказали, что Кочневу некоторое время прятали в поселке аль-Кусейр. Об этом они узнали от жителей поселка. Однако в связи с усилившейся активностью сирийских правоохранительных органов журналистку вывезли из аль-Кусейра. Местные жители выразили уверенность, что Кочневу удерживают с целью воспрепятствовать ее дальнейшей активности в поддержку Башара Асада, а не для осуществления мести за ее резкие антиоппозиционные заявления.
Напомним, что об исчезновении Кочневой стало известно 12 октября 2012 года. Член Сирийского национального совета (СНС) Махмуд Хамза ранее поставил под сомнение вероятность похищения журналистки. "Мне кажется, это все сфабриковано спецслужбами Сирии совместно с Анхар, чтобы сделать шумиху и повысить ее популярность. Никто ее не похищал, кому она нужна", — сказал Хамза.
Однако заместитель президента землячества сирийских студентов Аббас Джума высказал иное мнение. Он указал на то, что затягивание выдвижения требований является типичной стратегией похитителей. "После похищения человека выжидают какое-то время, чтобы посеять неуверенность в судьбе, жизни, здоровье похищенного, панику среди близких — живы, не живы, почему не выдвигаются требования, может, уже некого освобождать. Такая стратегия присуща этим существам", — пояснил Джума.
По его словам, причины похищения могут быть разными: журналистку могли похитить как по наводке, за активную поддержку сирийских властей, так и просто за ношение креста. Также Джума отметил, что случаи похищений уже происходили с гражданами России, проживающими в Сирии, но улаживались путем выплаты выкупа.
В целом же, по мнению сирийского активиста, публикация видеозаписи в Youtube непосредственно связана с изменившейся политической обстановкой. "Оппозиционные движения сейчас находятся на грани отчаяния. Поддержка ООН, НАТО, Запада по отношению к определенным частям оппозиции притихла, и у них ограничились какие-то потоки — денежные, продовольственные, оружейные. Поэтому они решили ее "обналичить", — уверен он.
По словам сирийца, действия сирийских сепаратистов укладываются в стратегию, выработанную чеченскими полевыми командирами в тех случаях, когда российские спецслужбы препятствовали получению ими финансовой помощи из стран Персидского залива.
Джума также рассказал, что представляет из себя Свободная сирийская армия, в плену которой, если верить заголовку видеообращения, находится журналистка: "В начале конфликта были созданы большая централизованная контролируемая Западом организация (Сирийский национальный совет) и Свободная армия — отколовшаяся от сирийской армии часть обученных офицеров, солдат, военных с бронетехникой и оружием".
По его мнению, это сравнимо с составом вооруженных сил Ичкерии в период Первой чеченской войны. "ССА объявила о независимости, о переходе на сторону сепаратистов. Они открыли лагеря, обучение всех желающих, даже захватывали какие-то территории", — добавил он.
Однако, как отметил Джума, помимо ССА, существует много маленьких локальных группировок, не имеющих прямого отношения к Свободной армии. "Заявление ООН о признании несостоятельности оппозиции ударило в первую очередь по таким формированиям, — отметил он. — С одной стороны, это завязало им руки, но с другой стороны, и развязало. Теперь они могут больше не беспокоиться о сохранении лица". Он считает, что в связи с этим количество терактов резко возрастет.
В то же время Джума не исключил, что за похищением Кочневой и публикацией видеообращения нет рационального содержания. "Это вполне может быть очередной иррациональной выходкой наподобие съемок массового расстрела безоружных людей или казни Каддафи. Резать головы под крики "Аллах акбар", заставлять пленного христианина читать "шахаду", дискредитируя этим ислам, — во всем этом нет ни логики, ни политического интереса, ни расчета, а просто самовыражение", — сказал он.
В этом случае судьба Кочневой внушает Джуме опасения, поскольку к трезвому расчету похитителей будет примешиваться и идеология такфира — религиозной ненависти к инаковерующему. "Опасность есть, и она значительна. Я думаю, что ее жизни угрожает опасность. Здоровью — тем более, несмотря на то что это женщина. Все человеческое им чуждо. Я подозреваю, это будет очень жестокая история", — заключил он, сообщает "Взгляд".