Односторонние санкции, введенные США и другими странами в отношении Тегерана, подрывают международные усилия по урегулированию ситуации вокруг иранского "ядерного досье". Такую точку зрения высказал постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Он выступил на открытом заседании Совета Безопасности, посвященном выполнению санкций, введенных в отношении Исламской Республики.
"Россия полностью соблюдает все резолюции Совета Безопасности ООН в отношении Ирана. При этом убеждены, что эффективность санкционного режима и в целом коллективность и единство действий международного сообщества по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы подрываются дополнительно вводимыми односторонними рестрикциями", — сказал дипломат. Он указал, что в ряде случаев эти санкции "носят экстратерриториальный характер", то есть действуют за пределами государств, которые их ввели. По словам Виталия Чуркина, это "категорически неприемлемо с международно-правовой точки зрения".
Россия продолжает выступать за урегулирование иранской ядерной проблемы и считает, что у этого пути нет альтернативы.
"Россия последовательно выступает за политико- дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы и исходит из безальтернативности переговорного решения", — сказал Виталий Чуркин. При этом он подчеркнул, что усилия на данном направлении "должны осуществляться на принципах поэтапности, взаимности и в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что многочисленные санкции в отношении Ирана не дают искомого результата. "Мы, к сожалению, пока все еще топчемся на месте. Мы, несмотря на все усилия, не достигли результата, и у нас сохраняются определенные немалые расхождения с американцами по важной составляющей так называемой иранской политики, это санкционная составляющая", — сказал Рябков.
"Нам говорят, что санкции нужны для того, чтобы помочь успеху на переговорах, но они (санкции) не дают искомого эффекта", — отметил замглавы МИД РФ.
"У нас большие сомнения, что санкции предназначены для достижения результата на переговорах, то, как декларируют это их авторы и спонсоры. Мы думаем, что санкции в большей степени нацелены на расшатывание политической системы в Иране, на создание социальной неустойчивости там, на тот социально-политический инжиниринг, который мы, к сожалению, наблюдаем и в других точках мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и Северной Африке", — подчеркнул Рябков.
Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что угроза применения силы не сподвигнет Иран на уступки в вопросе о ядерной программе. "Угрозы применения силы — это худший из возможных контекстов, худший фон для переговоров. Понятно, что под нажимом никто на уступки не идет. И наивно полагать, что угроза применения силы сподвигнет тех, кто принимает решения в Тегеране, к каким-то правильным решениям", — сказал он, передает РИА Новости.
Тегеран, будучи участником Договора о нераспространении ядерного оружия, на протяжении последних нескольких лет активно осваивает ядерные технологии, уверяя, что исследования несут исключительно мирный характер. У международного сообщества существуют определенные сомнения на этот счет, в то время как Израиль обвиняет Иран в разработке ядерной бомбы и открыто заявляет о готовности нанести удар по объектам атомной отрасли страны.
Чтобы убедить ИРИ начать сотрудничать с международным сообществом, в частности, с МАГАТЭ, против Тегерана были введены санкции Совета Безопасности ООН. Кроме того, на односторонние меры давления действуют со стороны США и ЕС.
1 декабря Сенат конгресса США единогласно одобрил новый, третий по счету, пакет санкций против Ирана. Санкции, законопроект о которых был принят в виде поправки к рассматриваемому палатой в настоящее время оборонному бюджету, направлены на компании энергетического сектора Ирана, иранских судовладельцев, судостроителей и банки. Целью санкций является ограничить доступ этих компаний к услугам международного страхования, а также воспрепятствовать получению Ираном возможных доходов от продажи и транспортировки энергоресурсов.
Санкции вступят в силу после того, как президент страны подпишет закон об оборонном бюджете.
Как говорится в тексте документа, новый пакет санкций предусматривает "расширение поддержки США прав человека в Иране" и преследование тех иранских чиновников, кто "перенаправляет" потоки гуманитарной помощи, направляемой нуждающимся.
Ранее в августе сенат уже вводил санкции против Ирана. Тогда они были приняты против компаний и лиц, которые сотрудничают с иранскими властями в области добычи урана, продают Ирану, арендуют или предоставляют ему танкеры для перевозки нефти, а также предоставляют страховое покрытие госкомпании National Iranian Tanker.
Документ также предусматривал санкции против лиц и компаний, оказывающих помощь Ирану в покупке оборудования для глушения радио- и телесигнала, средств слежения, а также экипировки и спецсредств для подавления демонстраций.
Первый пакет санкций против Ирана конгресс США принял в начале 2012 года. Тогда парламентарии наделили администрацию правом применять дополнительные односторонние санкции к иностранным финансовым институтам и компаниям, заключающим сделки с Ираном.
Целью этого шага было сокращение финансирования иранской экономики через принуждение иностранных государств к отказу от закупок иранской нефти, а также изоляция Центробанка Ирана.