Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал арабские и исламские страны к изменению структуры Совета Безопасности ООН. "Несправедливо, что только пять стран (постоянных членов СБ ООН), управляют всеми международными отношениями", — заявил турецкий премьер, выступая в Каирском университете.
В настоящее время в СБ ООН входят 15 государств, из которых пять — на постоянной основе, а остальные выбираются периодически Генассамблеей. Постоянные члены совета — Россия, США, Китай, Великобритания и Франция — имеют право "вето", то есть блокирования тех или иных решений.
Как считает Эрдоган, необходимо "пересмотреть и изменить структуру как ООН, так и самого Совета Безопасности". Эрдоган заявил, что Турция не приемлет агрессию против палестинского сектора Газа и подтвердил, что его страна, "единым фронтом со всеми странами региона" выступает за немедленное прекращение агрессивных действий Тель-Авива в Газе.
"Обеспечение мира и безопасности в регионе, начиная с Сирии, где причиной кровопролития является режим в Дамаске, ситуация в Палестине и Ливане — эти вопросы являются приоритетами внешней политики Турции", — сказал Эрдоган, передает РИА Новости.
Отметим, что ранее Эрдоган уже призывал к реформе Организации Объединенных Наций (ООН) из-за невозможности урегулировать кризис в Сирии.
"Реформа ООН необходима, и эту проблему следует решить. Сегодня происходит то, что говорят пять постоянных членов Совбеза ООН. Сложилась ситуация, при которой они решают судьбу мира", — заявил Эрдоган на Всемирном стамбульском форуме.
"Несмотря на все наши усилия, ООН не вмешался в человеческую драму в Сирии, которая продолжается там 20 месяцев и привела к гибели 30 тысяч человек. Более 250 тысяч человек покинули страну", — отметил турецкий премьер-министр.
А президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в сентябре, что ООН необходимо реформировать таким образом, чтобы Генассамблея стала единым средством управления мировым порядком, и каждая страна могла участвовать в принятии решений.
"Генеральная Ассамблея, как высший орган ООН, должен восстановить свою реальную позицию как универсального правительства мира через обновление", — заявил Ахмадинежад на заседании по вопросу о верховенстве права в рамках 67-й сессии ГА ООН.
Он призвал полностью реформировать Совет Безопасности ООН, где правом вето и принятия решений наделены только пять его постоянных членов (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция). "Все страны должны иметь равные возможности принимать участие в управлении миром и выработке норм и решений на международном уровне", — подчеркнул лидер Ирана.
Ранее на саммите Движения неприсоединения лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи обвинил СБ ООН в недемократичности. Хаменеи подчеркнул, что в Тегеране не собираются отказываться от реализации программы по мирному использованию атомной энергии, но заверил, что Иран не будет создавать ядерное оружие. "Наш девиз таков: ядерная энергия для всех, а ядерное оружие — никому", — заявил он.
"Иран выступает против любого оружия массового уничтожения, в том числе ядерного. Однако те, кто обвиняет сегодня Иран, не хотят исключить ядерное оружие из своих военных доктрин", — отметил Хаменеи.
Хаменеи также подверг критике СБ ООН. "Состав СБ ООН нерационален, несправедлив и совершенно недемократичен. СБ ООН — это явная форма диктатуры", — считает иранский лидер. "Все страны должны принимать участие в управлении миром, и Движение неприсоединения имеет большой потенциал для этого", — добавил он.
Россия готова рассмотреть любые предложения по реформе Совета Безопасности ООН, но выступает против отмены права "вето" постоянных членов СБ, заявил постоянный представитель России при всемирной организации Виталий Чуркин.
"Мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности", — сказал он, выступая на заседании Генассамблеи ООН. По его словам, оптимальный численный состав этого органа "не должен превышать чуть больше 20 членов".
"Для нас неприемлемы идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов совета, включая исторически сложившийся институт вето. Следует помнить, что данный механизм является важнейшим инструментом, стимулирующим членов Совета Безопасности на поиск сбалансированных решений", — сказал Чуркин.
Россия, по его словам, выступает за "предание Совету Безопасности более представительного характера, однако усилия в этом направлении не должны сказываться на способности Совета оперативно и эффективно реагировать на возникающие вызовы".
"Это наиболее актуально сейчас, когда мы являемся свидетелями разрастания конфликтных ситуаций", — подчеркнул дипломат.
В ходе обсуждения темы реформы СБ ООН некоторые страны высказались за более прозрачную работу совета, отказ от закрытых заседаний, на которых заслушиваются доклады в "горячих точках". Чуркин согласился, что работа "должна вестись в транспарентном ключе с учетом мнений государств членов и при том понимании, что будет выдерживаться разумный баланс между транспарентностью и эффективностью".
Говоря о способах преобразований СБ ООН, российский постпред выразил убежденность в том, что "вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен арифметическим путем за счет постановки тех или иных моделей на голосование и получение минимально необходимых двух третей голосов членов Генассамблеи".
"Результат, достигнутый таким образом, едва ли будет добавлять авторитета Совету Безопасности и не послужит укреплению всемирной Организации. У нас вызывает сомнения и практика создания обособленных групп государств и страновых объединений, которые любой ценой стремятся расширить базу поддержки выдвинутых ими инициатив либо, что еще опаснее, искусственно форсировать их практическую реализацию", — заявил российский постпред.
В этой связи он поддержал неоднократно звучавшее в ГА ООН мнение о том, что формула реформирования Совета Безопасности "должна пользоваться максимально широкой поддержкой членов организации".
"Если не удастся достичь в данном вопросе консенсуса, то в любом случае политически необходимо гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов Генассамблеи", — сказал Чуркин.
"Пока ход переговоров не позволяет говорить, что мы приблизились к выработке универсальной формулы реформирования СБ, которая могла бы получить максимально широкую поддержку", — констатировал российский дипломат. При этом он в очередной раз подчеркнул, что "прогресс в реформировании Совета Безопасности зависит только от политической воли государств-членов и их готовности достичь разумного компромисса".