Иран отложил на некоторое время работы над созданием атомной бомбы, но это временно. Такое мнение высказал министр обороны Израиля Эхуд Барак в интервью британскому изданию The Daily Telegraph.
Глава израильского военного ведомства "спрогнозировал, что санкции и дипломатические (усилия) все же не приведут к разрешению противостояния, и предупредил, что Израиль и его союзники, вероятно, столкнутся с (необходимостью принятия) решения об осуществлении военного удара по ядерным объектам Ирана "в следующем году", - отметило издание.
В августе текущего года Тегеран отправил 38 проц своих запасов урана, обогащенного до 20 проц - из общего имеющегося у него количества в 189 кг - на переработку в топливо для исследовательского реактора. Это решение "позволяет рассматривать откладывание критического момента на период от 8 до 10 месяцев", отметил Эхуд Барак. По его словам, если бы подобное решение не было принято, эскалация могла бы произойти уже в период до президентских выборов в США.
Отвечая на вопрос издания, "почему Иран отступил", министр предложил три объяснения. "Первое - широкое обсуждение возможной израильской или американской операции удержал их (Тегеран) от попытки приблизиться (к созданию ядерного оружия), - указал он. - Это также, наверное, мог быть целенаправленный дипломатический маневр, который они предприняли во избежание кульминации этой проблемы до выборов в США, чтобы просто выиграть время. Это мог также быть способ донести до МАГАТЭ, что, мол, "мы соблюдаем свои обязательства". Может быть, это комбинация всех трех элементов".
Несмотря на это, Барак считает, что "иранцы решительно настроены превратиться в военную ядерную державу". "Когда дело доходит до самой сущности наших интересов в сфере безопасности и в каком-то роде до (вопроса о) будущем Израиля, мы не можем делегировать ответственность по принятию решений даже нашему самому доверенному и надежному союзнику", - отметил глава оборонного ведомства ближневосточной страны.
"Вопрос в том, когда (Иран) вступит в эту зону неуязвимости, где ни точная атака со стороны Израиля, а позднее, вероятно, ни точная американская атака не смогут препятствовать им (иранцам) в значительной степени", - указал Барак. "Вероятно, это произойдет "следующей весной или в начале лета следующего года", - цитирует его слова The Daily Telegraph.
"Честно говоря, исходя из моего длительного опыта на Ближнем Востоке, я крайне скептически отношусь к вероятности, что (санкции) заставят аятолл собраться вместе на каком-либо этапе в обозримом будущем и принять решение об отказе от своего намерения идти по стопам Пакистана и Северной Кореи и превратиться в военную ядерную державу", - указал министр обороны Израиля, передает ИТАР-ТАСС.
Между тем, официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст заявил, что Иран исключает любую возможность ведения прямых переговоров с США.
Ранее иранские власти опровергли информацию газеты New York Times о достигнутой между Ираном и США договоренности о ведении прямых переговоров по ядерной программе Тегерана. Позже иранские СМИ сообщили о том, что советник по международным вопросам верховного лидера Ирана Алиакбар Велаяти является основным переговорщиком с американской стороной, что последний официально опроверг.
Кроме этого, оппозиционный сайт "Калеме" сообщил, что на якобы состоявшихся в Вашингтоне переговорах также присутствовал представитель корпуса стражей исламской революции Хусейн Тайеб. Иранские власти не прокомментировали эту информацию.
"Эти сообщения не соответствуют действительности... Как правило, информацию о переговорах между официальными лицами Ирана и США мы получаем от американской стороны, они распространяются особенно в дни, когда в США идет президентская гонка", - сказал Мехманпараст.
"Они (США) думают, что подобные новости могут принести политические дивиденды и привлечь голоса избирателей на выборах. Мы (Иран) опровергаем эту информацию", - добавил он.
Газета New York Times 20 октября со ссылкой на неназванные источники в администрации США сообщила, что Вашингтон и Тегеран договорились о проведении первых двусторонних переговорах по вопросам ядерной программы Ирана. Через сутки официальный представитель Совета по национальной безопасности США Томми Витор опроверг это сообщение, заявив, впрочем, что Вашингтон всегда готов к двустороннему диалогу с Тегераном и был бы ему рад.
Накануне о возможности диалога с Исламской Республикой заявил на предвыборных дебатах действующий президент США Барак Обама.
"Мы считаем, что если будут созданы условия, при которых заявления США будут соответствовать действительности, имея в виду, изменения о своих ошибочных подходах к Ирану... тогда необходимо через существующие официальные каналы передать эту информацию (о переговорах с иранской стороной)", - отметил Мехманпараст.
"До сих пор мы лишь стали свидетелями того, что все заявления американской стороны направлены на достижение политических целей руководства США. То, что мы (Иран) принимаем к сведению то, что для нас имеет значение, так это действия американских властей, а не их слова и заявления", - добавил он, передает РИА Новости.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран не отрицает, что обогащает уран до 20%, однако заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. МАГАТЭ и "шестерка" международных посредников (РФ, КНР, США, Великобритания, Франция, Германия) с 2003 года добиваются от Ирана приостановки работ по обогащению урана.