Известный исследователь - кавказовед и журналист Константин Казенин считает, что убийство имама дагестанской мечети Каримуллы Ибрагимова нельзя связывать исключительно с большой политикой.
«Мы привычно видим в подобных трагических событиях «большую политику», интерпретируем их в духе тех черно-белых представлений о ситуации в российском исламе, которыми полны федеральные СМИ , Ситуация «на местах» - многоцветна и полна деталей. Имам мечети в Дагестане - это часто не просто проповедник ислама, но и авторитетный в местном социуме человек. Как у любого авторитетного человека, у него могут быть и друзья, и враги. Так что нельзя исключать и того, что в некоторых случаях покушения на исламских деятелей скорее связаны с ситуацией в их селах, городах, а не с глобальными процессами в исламской среде, - сказал Констатин Казенин Gtimes.
Южный Дагестан - во многих отношениях особый «субрегион», отличающийся от других частей этой республики. В советские время там сильнее, чем, например, на западе дагестанской равнины или в центральной части нагорного Дагестана, разрушился традиционный уклад жизни, более размытой оказалась роль религии. Как следствие, религиозное возрождение в советскую эпоху идет там более хаотично, с бОльшим разнообразием течений. Можно сказать, что эта та часть Дагестана, где сильнее светские традиции, но сейчас заметно укрепляются и позиции сразу нескольких направлений ислама, - говорит эксперт.
В этом году в Дагестане жертвами преступников стали представители разных направлений суннитского ислама. В августе были обстреляны прихожане шиитской мечети в Хасавюрте. Объективно, вне зависимости от целей конкретных преступников, все это «работает» на усиление противоречий в исламской среде, а через это - и во всем Дагестане. На вопрос, кому выгодно, ответы, увы, в данный момент могут быть только умозрительными, - говорит Константин Казенин.