Движение неприсоединения имеет потенциал для того, чтобы стать альтернативой Организации Объединенных Наций и способствовать разрешению острых международных кризисов. С таким мнением выступил на круглом столе по итогам шестнадцатого саммита ДН эксперт Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
Тридцать первого августа в столице Ирана Тегеране завершился саммит стран-членов ДН, который поддержал право Ирана на мирное использование атома и осудил односторонние санкции США против Исламской Республики. В заключительном коммюнике говорилось, что движение также выступает против иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии, которая уже почти полтора года переживает ожесточенный вооруженный конфликт.
"Движение неприсоединения будет представлять собой некую альтернативу Организации Объединенных Наций… И это движение может в какой-то степени заменить собой ООН, и способствовать решению вот таких кризисов, как сирийский кризис", — заявил Долгов.
Эксперт считает, что ООН сегодня является "инструментом в руках западных политических лидеров" и не отвечает тем задачам, для решения которых она создавалась.
Созданное в 1961 году Движение неприсоединения объединяет 120 государств на принципах отказа от участия в каких-либо военных блоках (на момент создания — это, прежде всего, НАТО и Варшавский договор).
Принятое по итогам Тегеранского саммита коммюнике содержит около 700 пунктов, среди которых призыв по всему миру бороться с исламофобией и расизмом, а также проводить ядерное разоружение и соблюдать права человека.
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям тегеранской встречи, отметив, что Россия готова наращивать взаимодействие с ДН, передает РИА Новости.
"Россия последовательно проводит сбалансированную внешнюю политику, стремясь к созданию единого пространства безопасности без разделительных линий. Готовы к дальнейшему наращиванию взаимодействия с Движением неприсоединения — в интересах мира и процветания, на благо всего человечества", — написал Путин.
Президент РФ отметил, что этот форум проходит в непростое для международных отношений время и в числе проблем, которые стоят перед странами — региональные конфликты, терроризм, угроза распространения оружия массового уничтожения, наркотрафик, организованная преступность, пиратство.
"В формирующемся полицентричном миропорядке весьма востребованы и другие формы многостороннего взаимодействия. Объединяя свыше половины государств мира, в том числе наиболее динамично развивающиеся, Движение неприсоединения вносит значительный вклад в укрепление доверия и стабильности в глобальном масштабе", — отметил Путин.
"Время доказало справедливость сформулированной десятилетия назад цели работы вашего форума — достижение разрядки международной напряженности через деидеологизацию мировой политики и утверждение высоких гуманистических идеалов. Убеждён, что это надежная основа для выстраивания современной системы межгосударственных отношений, в которой уважалось бы право каждого народа на собственный путь развития и культурно-историческое своеобразие", — добавил российский лидер.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который присутствовал на саммите ДН, раскритиковал иранских руководителей. Он заявил, что власти Ирана должны доказать мировому сообществу, что их ядерная программа носит исключительно мирные цели, сообщает РБК.
Пан Ги Мун отметил, что разочарован отсутствием ощутимых результатов переговоров Исламской Республики с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Он заявил, что в дальнейшем "Иран должен будет подтвердить, что имеет исключительно мирные намерения".
В свою очередь, лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи обвинил СБ ООН в недемократичности. Хаменеи подчеркнул, что в Тегеране не собираются отказываться от реализации программы по мирному использованию атомной энергии, но заверил, что Иран не будет создавать ядерное оружие. "Наш девиз таков: ядерная энергия для всех, а ядерное оружие — никому", — заявил он.
"Иран выступает против любого оружия массового уничтожения, в том числе ядерного. Однако те, кто обвиняет сегодня Иран, не хотят исключить ядерное оружие из своих военных доктрин", — отметил Хаменеи.
Хаменеи также подверг критике СБ ООН. "Состав СБ ООН нерационален, несправедлив и совершенно недемократичен. СБ ООН — это явная форма диктатуры", — считает иранский лидер.
"Все страны должны принимать участие в управлении миром, и Движение неприсоединения имеет большой потенциал для этого", — добавил он.