Иран и Северная Корея договорились о научном и техническом партнерстве. Соглашение было подписано министром по науке, исследованиям и технологии Ирана Фархадом Данежо и министром иностранных дел Северной Кореи Пак Уй Чуном, передает Reuters.
Тегеран и Пхеньян намереваются заниматься совместными исследованиями в области информационных технологий, инженерии, биотехнологии, возобновляемой энергии, защиты окружающей среды и экологически чистого сельского хозяйства. По условиям договоренности, Иран и Северная Корея наладят обмен студентами и учеными, создадут общие лаборатории и условия для научного обмена.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи во время саммита Движения неприсоединения в Тегеране, прошедшего с 26 по 31 августа этого года, подчеркнул, что у Ирана и КНДР есть общие враги.
"У Исламской республики Иран и Северной Кореи есть общие враги, потому что высокомерные мировые державы не признают по-настоящему независимых государств", - сказал А.Хаменеи. Вице-президент Ирана Мохаммед Реза Рахими, в свою очередь, также призвал развивать ирано-корейские экономические связи.
Отметим, что в 2002 году США включили Иран и Северную Корею в "ось зла" - список государств, спонсирующих террористические организации. Ядерные программы Ирана и КНДР вызывают беспокойство мирового сообщества, которое полагает, что под видом мирных ядерных исследований Тегеран и Пхеньян могут заниматься созданием оружием массового поражения.
По последним данным, власти Ирана проигнорировали призывы стран Запада остановить атомные разработки и вдвое увеличили количество оборудования для обогащения урана. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на квартальный отчет Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
"Количество центрифуг для обогащения урана в комплексе "Форду", расположенных в глубине горы, возросло с 1064 до 2140 штук", - говорится в отчете. В документе уточняется, что новые машины еще не работают.
В отчете МАГАТЭ подчеркивается, что деятельность на военном комплексе Ирана в Парчине помешает инспекции установить, что там велась разработка ядерного оружия, если специалисты вообще будут допущены туда.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не скрывает, что ученые его страны обогащают уран до 20%. Вместе с тем он категорически отрицает, что получаемое топливо может быть использовано для создания ядерного оружия, сообщает РБК.
Доклад МАГАТЭ по иранской ядерной программе является сигналом всему мировому сообществу, однако нельзя утверждать, что за ним последуют какие-то конкретные шаги со стороны Тегерана или переговорщиков, заявил главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
"Это сигнал всему мировому сообществу. Это сигнал всем. Это сигнал Тегерану: "Мы все знаем, мы все видим, вам не удастся шило в мешке утаить". Это сигнал Москве (которая поддерживает Тегеран на переговорах по иранскому атому)", — заявил Мирский.
Эксперты МАГАТЭ отмечают, что для дальнейшей оценки иранской программы им требуется незамедлительный доступ на базу в Парчине, на котором наблюдается активная деятельность иранской стороны, включающая земляные работы. МАГАТЭ также заявило, что все переговоры с Ираном, которые проводились в этом году, не принесли "конкретных результатов", оставив серьезные разногласия между договаривающимися сторонами.
"МАГАТЭ, может быть, немного сгущает краски, немного преувеличивает", — не исключил Мирский. При этом он подчеркнул, что сам по себе этот сигнал со стороны агентства по атомной энергии не означает, что на него будет четкая реакция, что последуют какие-то шаги со стороны основных участников переговорного процесса.
"Мяч находится на иранской стороне поля… Никто на свете не знает, что на самом деле на уме у иранского руководства. Этого не знают ни американцы, ни Россия, ни МАГАТЭ. Есть только одно абсолютно четкое обстоятельство, которое и подтвердило сегодня МАГАТЭ: Иран целенаправленно постепенно идет по пути создания условий — подчеркиваю, условий — для производства атомной бомбы", — считает эксперт.
Однако, по его словам, нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что "Иран, во-первых, намерен произвести бомбу и, во-вторых, ее сбросить".
"Они могут сказать: "Действительно у нас есть все условия для того, чтобы бомбу создать — но мы этого не хотим. Однако пусть все знают, что в случае угрозы нашей безопасности нам (для создания атомной бомбы) останется сделать один шаг". Может быть, именно в этом заключается цель Тегерана", — предположил Мирский, отметив, что это лишь один из возможных вариантов.
США, ряд других стран Запада и Израиль обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии, передает РИА Новости.