Смертница Аминат Сапрыкина, взорвавшая шейха Саида Афанди в Дагестане, играла в Русском драматическом театре Махачкалы и танцевала брейк-данс, а потом стала мусульманкой. В связи с этим спецслужбы могут взять под особый контроль всех россиянок, принявших ислам.
Шейх Саид Афанди и шесть прихожан погибли в результате подрыва террористки-смертницы в его доме в селении Чиркей Буйнакского района Дагестана во вторник. По предварительным данным, 30-летняя Аминат Курбанова (Сапрыкина) подошла к нему под видом паломницы и привела в действие взрывное устройство, прикрепленное на поясе и начиненное поражающими элементами.
По информации газеты "Коммерсант" издания, русская девушка, принявшая ислам, успела побывать замужем за четырьмя боевиками. Трое из них были убиты, еще один, участвовавший в поджогах магазинов, прошел через комиссию по адаптации боевиков к мирной жизни и получил условный срок. В 2011 после смерти очередного мужа-боевика Курбанова была подготовлена в качестве "живой бомбы" для самоподрыва.
"Дважды нам удавалось пресечь попытки совершения теракта на стадии подготовки. Один из них был в прошлом году, когда смертница направлялась на рейсовом автобусе в Москву. Очевидно, заподозрив, что за ней осуществляется наблюдение, она сошла с автобуса в Саратове, выкинув "пояс шахида" в мусорный бак, после чего вернулась обратно в Дагестан… За такси, в котором ехала смертница, всю дорогу следовала машина, которую мы сейчас ищем", — сообщил собеседник газеты.
Как пишет газета со ссылкой на источник в правоохранительных органах, женщина являлась выпускницей факультета актерского мастерства Дагестанского государственного университета, играла в Русском драматическом театре Махачкалы и была солисткой ансамбля брейк-данса.
Опознать террористку следователи СК РФ смогли после того, как на месте взрыва в доме шейха была найдена голова смертницы. По информации газеты, женщина была знакомой и соседкой брата и сестры Алиевых по дому в Махачкале. Оперативники предполагали, что Сапрыкина-Курбанова могла быть соучастницей Алиевых, совершивших 3 мая самоподрыв на посту ДПС в Махачкале.
Источник издания связывает теракт с назначением Доку Умаровым нового так называемого "амира вилаята Дагестан", которым стал бывший главарь кадарской бандгруппы 30-летний Рустам Асельдеров.
"Прежний главарь дагестанских боевиков Ибрагимхалил Даудов был ликвидирован в феврале этого года. Даже на фоне своих лесных собратьев Асельдеров считается беспредельщиком, который не останавливается ни перед какими жестокостями. Кстати, в 2007 году Рустама Асельдерова судили за незаконное хранение оружия и пособничество боевикам, однако присяжные оправдали его… Мы не исключаем, что с помощью громких преступлений новые амиры пытаются заявить о себе — доказать, что их не зря повысили "по службе", — рассказал источник газеты в силовых структурах, передает РИА Новости.
Между тем, после громкого убийства шейха Саида-Афанди Чиркейского спецслужбы могут взять под особый контроль всех россиянок, принявших ислам. Источник в правоохранительных органах говорит, что эта мера сейчас обсуждается в руководстве силовых структур. Эксперты считают ее антиконституционной и даже чрезмерной, хотя в целом согласны, что вновь обращенные мусульманки находятся в "зоне риска".
"Если женщина приняла ислам, она автоматически попала в "зону риска" и за ней нужно установить жесткий контроль со стороны спецслужб, — говорит известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Наших русских девушек очень любят мусульмане, потому что из них получаются гораздо более послушные и податливые жены, чем из тех же мусульманок. Боевики особенно любят русских девушек, потому что они становятся абсолютно беззащитными — она попадает в чужую социальную среду, не знает социально-этических норм этого народа, их проще запугать и зомбировать".
Руководитель Союза мусульманок России Наиля Зиганшина в целом поддерживает эту идею, однако считает, что под особый контроль психологи, спецслужбы и духовные отцы должны взять женщин, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
"Русские женщины, принявшие ислам, обычно очень позитивны и активны, но, потеряв кого-то из близких, они могут стать оружием, "живой бомбой" в руках бандитов. С женщинами, обратившимися в ислам, которые лишились мужей или братьев, должны обязательно работать психологи, правоохранительные органы и духовные отцы. Муфтии обязательно должны разъяснять, что по нашей вере за самоподрыв они перед Всевышним будут вечно гореть в аду", — сказала Наиля Зиганшина.
Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов говорит, что такая инициатива — взять "под колпак" русских мусульманок — в принципе антиконституционна.
"Какими нормами закона будут руководствоваться эти люди, желающие взять под контроль "новообращенных", ведь статью в Конституции о свободе совести и вероисповедания никто не отменял? Здесь же предлагают лишить русских женщин права свободного выбора. Но дело не в национальности смертника. Нельзя сужать проблему до такого уровня. Это же абсурд — брать людей под контроль только из-за их религиозных мировоззрений", — удивился Аширов, пишет газета "Известия".