С 1 сентября в средних школах Грузии могут быть ликвидированы сектора с русским языком обучения. Как передает интернет-портал «Русскоязычная Украина», Министерство просвещения и науки уже дало директорам школ устное распоряжение прекратить прием новых учеников. Власти это отрицают. При этом они указывают, что просто родители предпочитают, чтобы их дети учились на государственном языке «для более успешной социальной интеграции», пишет газета «Коммерсант». В Министерстве просвещения и науки Грузии журналистам напомнили о законе, согласно которому решение о языке обучения принимает сама школа, а министерство не вправе ей указывать, закрывать или нет «русскоязычные сектора». Однако директора школ в неофициальных беседах говорят, что из министерства на этот счет поступила устная директива, хотя русские и русскоязычные жители все еще изъявляют желание учить детей по-русски.
Речь идет о государственных школах, где все преподавание ведется на русском языке. В Тбилиси сейчас их всего две, а в Батуми, где традиционно высок процент русского и русскоязычного населения,- три. Четыре года назад во всей Грузии таких школ было 40.
Однако, как добавляет радиостанция «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», министр образования и науки Грузии Дмитрий Шашкин в интервью радиостанции "Эхо Москвы" опроверг информацию об указании Министерства закрывать русскоязычные сектора в школах Грузии.
Такие вопросы, по его словам, решают попечительские советы школ исходя из количества учеников, желающих проходить обучение на русском. Министр отмечает, что не осуждает решения попечительских советов не набирать первоклассников в русские сектора. По его мнению, это связано с падением популярности русскоязычного образования в стране. "Российское правительство делает все, для того чтобы заставить людей как можно дальше отторгнуть от себя все что связано с русским языком", - считает политик.
"В этом году 73 процента наших 12-классников для поступления в высшие учебные заведения избрали английский язык. Два года назад - русский и английский выбирали поровну", - подчеркивает он. "То, что есть попечительские советы, которые решают не принимать в этом году первоклассников на определенный сектор, это не говорит о закрытии сектора", - также уточняет министр образования.
"Там учатся дети, они будут до конца учиться, пока не получат 12-летнее образование". У желающих учиться на русском остаются для этого все возможности, подчеркивает Д.Шашкин. "В Тбилиси 2 русскоязычных школы. По всей территории их приблизительно 12. Кроме этого существует приблизительно 38 секторов русскоязычных", пояснил он.
Продолжая тему, информационный интернет-портал русской общины Эстонии публикует комментарий на данную тему руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Константина Косачева.
Понятно, что современная Грузия всячески подчеркивает свою ориентацию на Европу и США, сознательно противопоставляя этот тренд российскому направлению. И все же приводимые аргументы кажутся неочевидными и недальновидными, считает Косачев.
Во-первых, по его словам, Грузию с Россией исторически связывает явно больше нитей - именно в культурном, гуманитарном плане - чем с той же Америкой. Никакая демагогия про «оккупацию», «принуждение силой» и т.п. не может отменить столетия сосуществования русского и грузинского народов в едином политическом, экономическом и культурном пространстве.
Во-вторых, поскольку никакие режимы и правления не вечны, уверен, что рано или поздно Россия и Грузия вернутся к нормальным отношениям и русский язык станет более востребованным, в том числе, по чисто прагматическим причинам. Знание русского может оказаться конкурентным преимуществом как для отдельных грузин, так и для народа в целом. Ибо российский рынок, российские инвестиции, при всем уважении к кавказскому миссионерству США, выглядят более комфортными и оптимальными для Грузии, чем заокеанские.
Любопытно, что еще недавно о важности русского языка для грузин говорил и сам Саакашвили: «Мы не должны терять русский язык, который объединяет нас с народами России и надолго останется параллельным языком общения с народами бывшего соцлагеря и постсоветского пространства». И то верно: трудно было скрывать, что, например, на саммитах структуры с антироссийским «душком» - ГУАМ - политики чаще всего прибегали именно к языку Пушкина для общения между собой, в том числе, на тему: как противостоять влиянию России.
Наконец, вопреки разгромным реляциям грузинских политиков, мне довелось ознакомиться с любопытными цифрами на грузинских сайтах. По результатам исследования компании ACT, проведенным в феврале этого года в Тбилиси, русский язык все еще является ведущим языком в Грузии: 96,3% опрошенных заявляют, что владеют им. При этом 36% владеет в совершенстве, 29% - хорошо, 28% - на среднем уровне, 3% - на начальном уровне, и лишь 4% вообще не знают русского языка.
Любопытные выводы делают и внешние наблюдатели - например, «DeutscheWelle»: «Все идет к тому, что русский становится языком элиты и интеллигенции. Сегодня в Тбилиси часто можно слышать о семьях, которые нанимают русскоязычных нянь, чтобы дети владели русским языком»», - отмечает Косачев.