Убитый в Тулузе террорист Мохаммед Мера фигурировал в "черном списке" лиц, въезд которым в США запрещен. Об этом сообщил в четверг журналистам представитель администрации.
Он, однако, не сказал, когда именно американские власти внесли в указанный список 23-летнего француза алжирского происхождения, жертвами которого стали семь человек, в том числе трое детей в возрасте до 10 лет.
Преступник был найден французскими правоохранительными органами по горячим следам и блокирован в собственной квартире. Во время многочасовых переговоров с полицейскими он сообщил о принадлежности к исламистам и рассказал о поездках в Афганистан и Пакистан, где проходил подготовку в тренировочных лагерях "Аль-Каиды". После продолжительной осады, длившейся более суток, в четверг утром Мера был убит в ходе штурма квартиры, где он укрывался.
По словам представителя администрации, находясь в Афганистане, Мера успел побывать в плену у американских военных. Однако, обстоятельства, при которых это произошло, остаются неизвестными, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее стало известно, что преступника, подозреваемого в убийстве семи человек, опознал директор тюрьмы в афганском городе Кандагар. По его словам, Мохаммед Мера был одним из заключенных, которым удалось бежать из подведомственного ему заведения. Как рассказал директор тюрьмы, Мера был арестован в 2007 году по подозрению в подготовке теракта. Его приговорили к трем годам лишения свободы, но уже в 2008 году он присоединился к группировке "Талибан", которая организовала ему побег.
Дом под номером 17, что на улице Сержанта Винье в одном из жилых кварталов Тулузы, с ночи со вторника на среду был окружен полицией. Именно там проходила операция по захвату террориста, который в минувший понедельник хладнокровно расстрелял у еврейского колледжа трех детей и учителя. Несколькими днями ранее он уже убил сначала одного унтер-офицера из расположенного в этом районе парашютно-десантного полка, а затем еще двух солдат.
Приказ об аресте 24-летнего француза с алжирскими корнями Мохаммеда Мера был отдан в ночь на среду, а спустя три часа люди из спецназа французского МВД попытались взять штурмом квартиру на втором этаже, где забаррикадировался преступник. Однако они были встречены шквальным огнем из автоматов Калашникова и "Узи". Один из полицейских получил ранение в плечо, другой в ногу, а третьего спасло забрало защитной каски: пуля прошла по касательной и сильно контузила спецназовца.
Между тем, основатель элитного спецподразделения французской жандармерии GIGN 67-летний Кристиан Прото подверг резкой критике операцию по задержанию убийцы военных и детей в Тулузе, которая завершилась гибелью подозреваемого.
По мнению Прото, командование Raid проводило операцию в Тулузе без четко разработанного плана. Он выразил недоумение тем, что подразделение элитных спецназовцев не смогло задержать живым осажденного одиночку, на чем настаивали высшие власти страны.
Ветеран предложил свою тактику проведения операции. "Надо было закачать все слезоточивым газом. Это не заняло бы и пяти минут. Вместо этого они (Raid) забрасывали его (светошумовыми) гранатами", - заявил Прото. Такие действия только привели Мера в ярость и спровоцировали его на ожесточенное сопротивление, резюмировал экс-глава GIGN.
"Я могу показаться самонадеянным, но под моим командованием GIGN провел 64 операции, во время которых никто не погиб", - отметил он, передает РИА Новости.
Мохаммед Мера - убежденный исламист, связанный, по его словам, с "Аль-Каидой". Как заявил в ходе переговоров преступник, а ему для этого передали мобильный телефон, убийством школьников он хотел "отомстить за палестинских детей". Что касается военнослужащих, а все они, напомним, были происхождением из стран Магриба и участвовали в боевых действиях в Афганистане, то, расправившись с ними, террорист хотел "наказать", с одной стороны, Францию, с другой - "предателей с арабской кровью", осмелившихся поднять оружие на "праведных мусульман".
Отметим, что с самого начала следствия главными версиями были две: неонацистская и исламистская. Первая, по которой проходили три уволенных за неонацистскую деятельность солдата воздушно-десантного полка, где служили первые жертвы Мохаммеда Мера, отпала где-то к вечеру в понедельник: троицу нашли, но у всех было алиби. Что касается второй, то она оказалась более чем перспективной. Дело в том, что еще с середины 90-х годов, после того как исламисты провели серию взрывов в парижском метро, французские спецслужбы избрали тактику постоянного мониторинга всех организаций и объединений радикального толка. Это не говоря о наружном наблюдении и внедрении информаторов, контроле за телефонными разговорами, контактами в Интернете.
Особое внимание, как рассказал эксперт-криминолог Ксавье Руфер, всегда уделяется тем молодым людям, которые, впитав в себя идеологию исламского фундаментализма, отправляются в Пакистан, а через него в соседний Афганистан, чтобы принять участие в "джихаде" против "неверных". Таких, по словам эксперта, на всю Западную Европу, включая Францию, "не больше сотни". Некоторые возвращаются и начинают активную подрывную деятельность. Таких преступников быстро выявляют и нейтрализуют, как это произошло в 2000 году с "джихадистами", которые намеревались на Рождество устроить взрыв в Страсбурге. Или с той террористической группой, которая пару лет назад собиралась взорвать Эйфелеву башню и совершить теракт против посольства России в Париже.
Мохаммед Мера, как стало известно спецслужбам, дважды в 2009 и 2010 годах совершал поездки в Пакистан, проходил там военную подготовку, а затем вернулся в Тулузу. Однако заметных связей с какими-либо мусульманскими организациями, вернувшись на родину, не поддерживал. Несмотря на это, вместе с другими подозрительными лицами, проживающими в регионе Юг - Пиренеи, он находился под негласным наблюдением полиции. Судя по всему, недостаточным. Как считает Ксавье Руфер, тулузский убийца, скорее всего, "волк-одиночка". "В нем годами накапливалась ненависть к западной цивилизации, - считает криминолог. - И взрыв был неминуем".
Ниточкой, которая непосредственно привела к террористу, стал IP-адрес компьютера брата Мохаммеда, кстати, уже арестованного, через который террорист вышел на первого убитого им парашютиста - тот дал объявление о продаже мотоцикла и тем самым подписал себе смертный приговор. Второй зацепкой стал сигнал, поступивший от владельца магазина по продаже мотороллеров. Незадолго до драмы у колледжа к нему обратился человек, пытавшийся у него узнать, как заблокировать устройство, с помощью которого можно отслеживать перемещение угнанного скутера. Речь шла о той самой марке "Ямаха", на которой по городу разъезжал убийца детей и военных, пишет "Российская газета".