Президент России Дмитрий Медведев назначил губернатора Краснодарского края Александра Ткачева специальным представителем президента по Абхазии, сообщает пресс-служба Кремля.
Ткачев руководит Кубанью, где в 2014 году пройдет зимняя Олимпиада, более 11 лет. Медведев 11 марта предложил переназначить его на этот пост.
Вскоре после развала СССР Абхазия, с 1931 года входившая в состав Грузинской ССР на правах автономной республики, заявила о независимости от Тбилиси. Грузия 14 августа 1992 года ввела в Абхазию войска, но встретила вооруженное сопротивление со стороны местных ополченцев и пришедших им на помощь добровольцев. Вооруженный конфликт завершился 30 сентября 1993 года, когда абхазские отряды отбили Сухуми. С тех пор Грузия лишилась контроля над Абхазией.
Руководство Грузии всегда рассматривало Абхазию как часть территории страны и добивалось возвращения в регион всех грузинских беженцев. В свою очередь власти Абхазии не соглашались на предлагаемый Грузией статус автономии и настаивали на признании региона как субъекта международного права. С 1994 по 2008 годы мир в зоне грузино-абхазского конфликта поддерживали Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, укомплектованные российскими военнослужащими.
В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию, которая также добивалась признания независимости от Грузии, и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона, а в конце августа признала независимость Абхазии и Южной Осетии, передает РИА Новости.
После назначения Ткачева спецпредставителем президента РФ по Абхазии эксперты уже отметили, что исполнению назначенцем возложенных на него функций могут помешать некоторые страницы его былой политической биографии. В частности, сразу после назначения на абхазское направление вспомнилось участие Ткачева в попытках российских властей "продавить" кандидатуру Рауля Хаджимба на выборах президента Абхазии в 2004 году. Однако были в карьере кубанского губернатора и другие этапы, о которых надлежит вспомнить, оценивая его перспективы на новой работе.
Как известно, Краснодарский край географически представляет собой "матрешку", в которую "вложен" отдельный регион - Республика Адыгея (до 1990 года Адыгея была автономной областью в составе края). Также известно, что титульный народ Адыгеи, адыги (черкесы), близкородственны абхазам. И не менее известно - по крайней мере для тех, кто хоть немного следит за ситуацией в Адыгее, - что губернатор Ткачев заочно сыграл видную роль с новейшей истории этого региона.
В 2005-2006 годах в Адыгее постоянно обсуждалась перспектива воссоединения с Краснодарским краем. Началось все, видимо, с неосторожных высказываний федеральных чиновников, а также с объединения некоторых федеральных структур, ответственных за Адыгею и Кубань. Далее тема уже жила своей жизнью, не требуя для своего развития новых информационных толчков. Ряд общественных организаций Адыгеи, такие, как "Адыгэ Хасэ", "Черкесский конгресс" и другие, относились к идее объединения крайне негативно. Заметную часть активистов адыгских организаций составляют ветераны грузино-абхазской войны 1992-93 годов, добровольцами сражавшиеся тогда на стороне Абхазии.
Заслуженно или нет, но в риторике противников объединения с краем тогда особое место занимал Ткачев, как якобы один из тех, кто заинтересован в "аншлюсе" республики. Быть может, последнее обстоятельство и заставляет кубанского губернатора относиться к теме Адыгеи с подчеркнутой осторожностью. Насколько можно судить, он уже давно старательно избегает любых публичных высказываний о соседнем регионе. Несмотря на это, активисты указанных организаций не забыли имя кубанского губернатора, упоминая его, например, в своих протестных заявлениях о строительстве на Кубани памятников генералам времен Кавказской войны.
Преувеличивать значение этих обстоятельств для новой работы Ткачева не следует по двум причинам. Во-первых, в Адыгее идея объединения с краем - не такой массовый раздражитель, как может показаться, в том числе и в адыгской среде. Эта тема сейчас фактически ушла из повестки дня, а для многих жителей Адыгеи гораздо актуальнее экономическая интеграция с краем, которая фактически происходит, особенно в примыкающих к городу Краснодару районах республики (в этих районах, кстати, наиболее высокая концентрация адыгского населения). Во-вторых - и это главное - общественные связи Абхазии и Адыгеи сейчас совсем на так сильны, как 20 лет назад, когда на стороне Абхазии против Грузии сражались отряды адыгейских добровольцев. И в Адыгее, и в Абхазии выросло новое поколение, а дружба ветеранов - вряд ли значимый на сегодня политический фактор, передает ИА REGNUM.