Иран провел испытания нейтронного детонатора в Парчине

Иран, предположительно, ведет работы по ликвидации следов радиации после испытаний нейтронного детонатора на ядерном объекте Парчин, передает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на неназванных экспертов при МАГАТЭ, изучивших сделанные со спутника снимки.

Грузовики и другие машины работают на объекте, чтобы скрыть следы испытаний устройства, которое используется для проведения ядерного взрыва, отметили два эксперта. Другой дипломат не подтвердил это, однако заявил, что любые попытки испытать нейтронный детонатор могут осуществляться только в рамках программы разработки ядерного оружия, передает РИА Новости.

Ранее, во вторник, представительство Ирана при МАГАТЭ сообщило, что Тегеран пообещал допустить инспекторов агентства на объект Парчин.

"Факт в том, что Парчин - это военный объект, и обеспечение доступа туда занимает длительное время, поэтому мы не можем позволить посещать (этот объект) часто... Однако мы разрешим МАГАТЭ осмотреть его", - говорится в официальном заявлении представительства Ирана при Агентстве.

Накануне генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано высказал озабоченность по поводу "признаков активизации некой деятельности" на иранском военном полигоне Парчин.

"Нам стало известно, что на площадке в Парчине отмечены признаки активизации некой деятельности, и это означает, что нам необходимо побывать на данном объекте как можно раньше", - отметил он.

При этом Амано не пояснил, что именно происходит в Парчине, и почему происходящее вызывает у него такое беспокойство. Однако наблюдатели усматривают в его словах косвенное подтверждение догадки, высказанной на днях одним из западных дипломатов, по мнению которого прежде, чем пустить в Парчин экспертов МАГАТЭ, иранцы попытаются убрать с военной базы все, что может их скомпрометировать.

По сведениям западных спецслужб, которые используют МАГАТЭ для проверки поступающей к ним информации, на территории военного полигона Парчин осуществлялись эксперименты, связанные с созданием боезаряда для ракеты "Шахаб-3". Характер этих экспериментов отчасти позволяет предположить, что Иран пытался создать взрывное устройство для ядерного оружия, передает ИТАР-ТАСС.

Во второй половине февраля  делегация экспертов МАГАТЭ, побывавшая в Тегеране, дважды обращалась с просьбой посетить военную базу Парчин, однако получала отказ. В ответ иранская сторона предложила посетить другой объект, который расположен в Мариване и тоже интересует МАГАТЭ. Однако представители агентства отказались, поскольку это предложение они получили лишь за несколько часов до отлета из Тегерана. "В таком цейтноте невозможно выполнить работу надлежащим образом, поэтому мы отказались от инспекции объекта в Мариване", - пояснил ситуацию Юкия Амано.

Эта поездка стала вторым визитом экспертов в Тегеран за последний месяц. Предыдущая делегация МАГАТЭ побывала в Иране 29-31 января.

США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Ряд государств и организаций приняли в отношении Ирана различные резолюции, требующие от него обеспечить полную прозрачность своей ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность. США в середине февраля расширили санкционный список в отношении Ирана, введя дополнительные меры против министерства разведки и безопасности страны. В настоящее время в отношении Ирана действуют также четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН.

Тем временем, как заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, Москва готова обсуждать возможности снятия односторонних санкций с Ирана в обмен на постановку иранской ядерной программы под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ на предстоящих переговорах с "шестеркой".

Дипломат напомнил, что в своей предвыборной статье "Россия и меняющийся мир" премьер-министр Владимир Путин высказал идею о том, что международное сообщество могло бы признать право Ирана на проведение уранообогатительных работ при постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ.

"То есть, здесь вы уже видите фактор, который позволит договориться, решающий компромисс, который позволит выйти на сделку. Но там есть еще и третья составляющая: если такая договоренность сформируется, тогда международное сообщество могло бы отменить санкции, в том числе и односторонние", - сказал Рябков.

"Я считаю, что эта идея абсолютно продуктивнная, мы будем продолжать изучать то, как к ней могут подойти наши партнеры в рамках "шестерки". Мы хотели бы, чтобы она стала предметом обсуждения в ходе предстоящего переговороного раунда", - отметил замминистра, подчеркнув, что Россия заинтересована в том, чтобы иранская сторона и "шестерка" максимально оперативно договорилась о сроках и месте проведения переговорного процесса.