Близкие киргизских заключенных объединились в правозащитную организацию

В Киргизии создана неправительственная организация по защите прав заключенных. Об этом сообщила председатель комитета жен и матерей осужденных Динара Мукамбаева.

"В правозащитную организацию вошли жены и матери заключенных, - поясняет она. - Мы хотим обратить внимание властей и общественности на проблемы наших близких в местах лишения свободы".

По словам Мукамбаевой, в организации не участвуют иностранные правозащитники или представители международных организаций, а создание ее продиктовано неоднозначной ситуацией, сложившейся в последнее время в пенитенциарной системе республики.

"Наши близкие, оказавшись в тюрьме, часто жалуются на плохое обращение со стороны охранников, некачественное питание и произвол, - поясняет Мукамбаева. - Сегодня заключенные Киргизии в знак протеста объявили массовую голодовку, многие из них зашили себе рты".

По словам Динары Мукамбаевой, к заключенным и их требованиям общество относится негативно, пишет "Российская газета". "Тем не менее, мы добиваемся защиты их интересов в законном порядке, -  заявляет она. - Уже отправили соответствующие обращения в парламент, правительство и Генпрокуратуру".

Массовые акции протеста в колониях и следственных изоляторах Киргизии продолжаются уже 10 дней. Они начались в поддержку "контингента", содержащегося в СИЗО-1 (столичный следственный изолятор, который является крупнейшим в стране), который поднял бунт 16 января. Властями беспорядки были подавлены.

На сегодня уже более шести тысяч заключенных Киргизии объявили голодовку, более 1300 человек зашили себе рты. 

Тем временем, как сообщает Newsru.com, официальные лица утверждают, что обстановка в тюрьмах и СИЗО спокойная, а количество протестующих даже пошло на убыль. Тем временем, заключенные выдвинули патриотические лозунги и грозятся увлечь за собой свободных граждан.

Акцию голодовки поддерживают заключенные семи колоний и трех СИЗО. Больше всего зашивших рты заключенных — в бишкекском СИЗО номер 1, где недавно произошли беспорядки.

Как сообщалось ранее, осужденные зашили себе рты (утром 24 января сообщалось, что в акции приняли участие несколько сотен человек) в знак протеста против происходящего в упомянутом СИЗО-1. Они недовольны жестким подавлением недавнего бунта, а также некоторыми порядками в изоляторе. На прошлой неделе в киргизских колониях и изоляторах в связи с этим началась массовая голодовка.

Между тем родственники осужденных утверждают, что акция по зашиванию ртов стала ответом на высказывание представителя ГСИН, заявившего, что участники голодовки питаются продуктами из доставленных им передач. По словам родственников, как сообщает АКИpress , заключенные решили доказать властям, что действительно ничего не едят, пишет Lenta.ru.

Как сообщалось ранее, 16 января в СИЗО-1 произошли беспорядки. Недовольство обитателей изолятора вызвали обыски в камерах. По другой версии, которую выдвинули в ГСИН, бунт произошел в знак протеста против готовящегося этапирования криминального авторитета Дамира Сапарбекова (недавно Сапарбеков был приговорен к трем годам тюрьмы за вымогательство, в связи с этим был организован его перевод из СИЗО-1).

Для подавления беспорядков был задействован спецназ. По словам омбудсмена Киргизии Турсунбека Акуна, обитатели изолятора были сильно избиты. Один из них скончался. В ГСИН, правда, утверждают, что он умер не от побоев, а от "отравления наркотиками".

Одним из требований начавшейся впоследствии голодовки в исправительных учреждениях, как сообщалось, стало восстановление в СИЗО-1 так называемых "открытых камер" для криминальных авторитетов. Ранее, как отмечалось, камеры, которых содержались "положенцы", не закрывались: их обитатели могли беспрепятственно передвигаться по территории изолятора.

Руководство ГСИН в ответ заявило, что на поводу у "авторитетов", которых в ведомстве считают организаторами нынешних акций, не пойдет. Начальник ГСИН Шейшенбек Байзаков сообщил, что при необходимости голодающих заключенных будут кормить принудительно.

Между тем, в бишкекском СИЗО требуют также отставки начальника ГСИН. Последний подтвердил эту информацию, заявив, при этом, что "политические требование не приветствуются в тюремной субкультуре". "Они не могут идти против 'бати', то есть меня, потому что я призван защищать их права", - объяснил Байзаков.

В киргизских исправительных учреждениях нередко проходят акции неповиновения. В 2008 году в колониях произошла серия беспорядков, в ходе которых были убиты двое сотрудников силовых структур. После этого своих должностей лишились министр юстиции и начальник ГСИН.