США погрозили Тегерану пальцем

Вашингтон осуждает решение иранского правительства дать старт работам по обогащению урана на новом предприятии в Иране, заявила во вторник госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в понедельник официально подтвердило, что иранское предприятие "Форду" приступило к работе по обогащению урана до 20%. Ранее в понедельник западные СМИ со ссылкой на дипломатические источники в Вене сообщали, что иранские специалисты начали обогащать уран в "Форду" еще как минимум неделю назад, и на объекте уже побывали инспекторы МАГАТЭ.

"Этот шаг является еще одним проявлением вопиющего пренебрежения своими обязательствами со стороны Ирана и доказывает, что причины все большей изоляции этой страны кроются в ней самой", - говорится в заявлении Клинтон.

Госсекретарь отметила, что строительство нового завода три года велось тайно, а намерение увеличить производство обогащенного урана не может быть оправдано ничем. "Обогащение урана является очередным шагом, приближающим Иран к возможности производства высокообогащенного урана, который пригоден для производства ядерного оружия", - подчеркнула она.

По мнению Клинтон, иранские власти лгут, утверждая, что топливо необходимо для производства медицинских изотопов. "Мы призываем Иран немедленно прекратить обогащение урана и начать следовать своим международным обязательствам. Мы также призываем Иран вернуться к переговорам в формате "5+1"...", - отметила Клинтон.

США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

"Шестерка" международных посредников, в состав которой входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентством", передает РИА Новости.

Отметим, что риторика политиков уже давно носит конфронтационный характер. На этом фоне не так заметно, как складываются отношения Ирана, возможно предвоенные, со своими кавказскими соседями - Грузией и Азербайджаном.

Читайте подробней: Немирный иранский атом

Начнем с Грузии. Известный грузинский политолог Паат Закареишвили не исключает возможности использования грузинской инфраструктуры в случае войны в Иране. "Конечно, и географическое положение, и имеющиеся ресурсы дают возможность предполагать, что в случае войны в Иране наш потенциал будет задействован. Есть море, есть удобные дороги, связывающие запад и восток страны. Другое дело, я не думаю, что этот сценарий реален. Я вообще не думаю, что наземная операция возможна. Конечно, если к власти в США придут республиканцы, то и война может быть, но это будут авиаудары, в таком духе", - говорит Закареишвили.

Теперь перейдем к Азербайджану, который давно и стабильно конфликтует с Ираном. Теоретически это еще одна страна, которая может стать плацдармом для наступления на Иран. Информационная война между Баку и Тегераном идет постоянно, но международной публике эти нюансы неизвестны. GTimes узнала о деталях при помощи нашего постоянного комментатора в Азербайджане, журналиста Керима Керимли. "В Иране есть институты, которые постоянно накаляют азербайджано-иранские отношения. Это студенческие и религиозные ассоциации, смысл претензий которых сводится к тому, что Азербайджан - недостаточно исламская страна, которая потеряла корни. Но, как мне кажется, это только повод. На самом деле причин для трений во взаимоотношениях Ирана и Азербайджана, начиная с давних времен, предостаточно", - говорит Керимли.

Действительно, внешне кажется, что две страны должны дружить. Их, кроме общей религии, объединяет и огромная азербайджанская диаспора, которая живет в Иране. Даже по официальным данным азербайджанцев в этой стране не менее пятнадцати миллионов, а по неофициальным - более тридцати пяти миллионов. Но, как говорит наш комментатор, азербайджанская община - скорее, фактор, нагнетающий напряженность. "Азербайджанцы в Иране очень хорошо представлены во всех сферах жизни, а особенно в армии и религии. Их позиции и влияние беспокоит самих фарси, потому исторически именно азербайджанцы являются организаторами большинства персидских революций". Впрочем, как признается Керимли, на данный момент сложности во взаимоотношениях между двумя странами создаются не историей, а делами текущими. В первую очередь - нефть, во вторую - международная политика. Вот перечень конкретных претензий Тегерана к Баку.

"Иран рассчитывал на участие в международном консорциуме по добыче и транспортировке каспийской нефти. Однако международные санкции закрыли для него такие перспективы. И от этого выиграл, конечно, Азербайджан. Это не может не раздражать Тегеран. Во-вторых, изначально, когда обсуждался маршрут нефтепровода из Каспия в Европу, наиболее актуальным был маршрут из Ирана в Турцию - это и экономически выгоднее, и географически удобнее. Но опять же из-за международных санкций маршрут построили иначе - Баку-Тбилиси-Джейхан. И вновь выиграл Азербайджан", - рассказывает Керимли. Сейчас, по его словам, когда Тегеран постигли неудачи в плане участия в проектах по транспортировке каспийской нефти, он жестко противостоит Баку. Суть противоречий в следующем: Иран и Россия настаивают на том, чтобы объемы добычи нефти обсуждались коллегиально, всеми странами Каспийского бассейна. Азербайджан, как Туркменистан и Казахстан, настаивают на том, чтобы в пределах своей экономической зоны каждая страна сама решала, сколько и как ей добывать.