Во втором по величине городе Ливии Бенгази объявлено о создании первой в стране исламистской Партии за реформу и развитие (ПРР). Как заявили в понедельник ее учредители, они намерены участвовать в строительстве нового ливийского государства в соответствии с шариатом (сводом религиозных законов ислама).
"ПРР — это исламская партия, которая обязуется уважать принципы исламского законодательства и стремится осуществлять свою деятельность ради построения государства, основанного на этих принципах", — говорится в опубликованном коммюнике.
"Наша цель — укрепление национального единства Ливии, создание современного, цивилизованного и развитого государства". В то же время ПРР заявила об отказе взаимодействовать с теми политическими силами, чья идеология "идет вразрез с шариатом".
Партия за реформу и развитие появилась на свет вскоре после отмены закона, введенного во времена Муамара Каддафи, запрещавшего любую политическую деятельность, в том числе создание партий и организаций гражданского общества.
ПРР основана группой улемов (богословов) при поддержке исламистов из ассоциации "Братья-мусульмане". Вместе с тем новая партия уже заявила, что она "не зависит ни от одной группировки".
Осенью прошлого года глава Переходного национального совета Мустафа Абдель Джалиль пообещал, что в основу ливийского законодательства лягут законы шариата.
Вооруженное восстание в Ливии продолжалось с февраля по октябрь 2011 года. За время боевых действий между сторонниками правившего режима и сил оппозиции погибли тысячи человек, огромный ущерб был нанесен экономике. Муамар Каддафи, находившийся у власти в стране 42 года, погиб 20 октября в окрестностях города Сирт. В феврале 2011 года оппозиция сформировала Переходный национальный совет (ПНС), который объявила единственным легитимным органом власти в стране.
После этого "Новая Ливия" начала восстанавливать свои позиции страны-экспортера. Шесть сотен боевиков во главе с военным комендантом Триполи Бельхаджем отправились в Сирию, чтобы помочь тамошнему народу расправиться с законным правительством. А экс-ПНС упрашивает население сдать оружие и вернуться к мирной жизни.
Накануне президент Судана Омар аль Башир посетил с официальным визитом Ливию. После встречи с руководством страны он заявил, что готов помочь Триполи в создании "новой национальной армии".
"У нас есть опыт включения отрядов повстанцев в национальную армию. Именно поэтому мы предложили нашим ливийским братьям помощь в создании вооруженных сил, которые будут соответствовать духу революции. На помощь мы готовы направить экспертов и офицеров", — заявил суданский президент.
При Муаммаре Каддафи отношения между Ливией и Суданом были достаточно натянутыми, а потому О. аль-Башир охотно помогал противникам Джамахирии оружием, а новость об убийстве своего недруга назвал "лучшей новостью в современной истории Судана".
Обвиняемый в геноциде О. аль-Башир разыскивается Международным уголовным судом, что не мешает новым властям Ливии принимать его в Триполи. Между тем еще совсем недавно ливийские революционеры заявляли о важности объявления в международный розыск бывшего лидера Джамахирии Муаммара Каддафи.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch уже заявила, что визит суданского президента в Триполи заставляет задуматься о том, что из себя представляет так называемый Национальный переходный совет, который управляет Ливией. "Просто возмутительно, что после стольких лет диктатуры новые власти принимают человека, которого мировое сообщество обвиняет в массовых нарушениях прав человека".
Тем временем, председатель Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдельджалиль заявил в субботу, что руководство страны пересмотрит ряд планов по инвестициям в страны Африки и арабские государства.
"У нас есть общий план пересмотреть все инвестиции в арабский мир, в страны Африканского континента и в другие регионы", — сказал Абдельджалиль во время совместной пресс-конференции с президентом Судана Омаром Баширом, который в пятницу впервые посетил Ливию после завершения гражданской войны в этой стране.
Он отметил, что ливийское правительство полностью откажется от ряда инвестпроектов, а объемы некоторых инвестиций, напротив, возрастут.