Все, что Гоголь написал в свое последнее десятилетие, и сожжение "Мертвых душ" под действием галлюцинаций - это пик острого психоза. За ним последовал регресс, болезнь постепенно уничтожила гениальность, а заодно и самого человека. Писатель умер от голода, точно так же сегодня умирают пациенты с расстройствами пищевого поведения, если их не кормят в больнице насильственно.
Знаменитый русский психиатр, профессор Николай Николаевич Баженов описывал писателя как типичного астеника, угрюмого, малообщительного, "скрытного, но склонного к неожиданным, подчас опасным проделкам". Гоголь и сам замечал за собой "страшную смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения".
Профессор Шмилович обращает внимание на то, что ему было легче любить всех вообще, чем каждого в отдельности, а это типичная черта шизоидной личности. Современные психиатры считают, что Гоголя можно было спасти. Конечно, в его время не было антидепрессантов и нейролептиков, но правильный уход, а при упорном отказе от еды - насильственное кормление, способны заметно улучшить качество жизни людей с подобными расстройствами. «Врачи могли продлить писателю жизнь, и все мы были бы читателями многих трудов, не написанных из-за болезни", - резюмирует учёный.