Идея такого подхода в применении врожденных особенностей и способностей. Кто сумел их распознать и применить, может рассчитывать на успех. Опасность этой модели профориентации в отсутствии гибкости. Российские психологи и консультанты по трудоустройству это понимают, поэтому вопрос, на какие вузы и профессии нацеливать школьников, возникает все чаще. Тем не менее ясности нет, в каком направлении пойдет профориентация в России: станем ли мы заимствовать альтернативные методики у зарубежных коллег или сконцентрируемся на своих.
Во всех странах, как правило, есть наиболее распространенная модель профориентации. В США, например, средняя и высшая школы работают в постоянном контакте с ведущими предпринимателями и госучреждениями. В средней школе есть такие предметы, как бизнес и коммерция, азы искусственного интеллекта преподают в первом классе, а также обязательно изучение нескольких иностранных языков.
В скандинавских школах больше внимания уделяют вариативности опыта. Различные кружки, секции, волонтерская деятельность и работа с психологом являются обязательной частью школьного образования. Образ успеха в такой модели - внутренняя гармония и вовлеченность в деятельность. При таком подходе ребенку не обойтись без помощи школьного психолога или наставника, которые помогут правильно сделать выводы о приобретенном опыте.
В Китае практически нет профориентации, зато есть много аналитики по рынку труда, перспективным направлениям и, главное, вузам, диплом которых означает гарантированное трудоустройство. Секрет успеха в данном подходе - сделать ставку на правильную отрасль и получить нужное образование.
Идеальной модели, позволяющей выявлять, развивать и максимально задействовать человеческий потенциал, пока нет. Но если принять мысль, что образ успеха может быть разным, мы сможем создать действительно новую и максимально эффективную модель выявления и развития талантов.