Помимо Совета национальной безопасности при президенте, в Грузии появился Совет безопасности и управлению кризисами при премьер-министре. Создание еще одной государственной структуры безусловно вызовет дополнительные затраты из государственного бюджета. Так зачем понадобилось премьеру создавать собственный Совбез?
В Грузии теперь уже два совета национальной безопасности — президентский и премьерский. Правительство создало Совет по национальной безопасности и управлению кризисами. Уже и секретарь "нового" Совбеза подобран — им станет глава службы разведки Давид Суджашвили, который совместит обе должности. А председателем совета указом премьер-министра Гарибашвили назначен Миндия Джанелидзе.
Президентский Совет безопасности возглавляет бывший депутат парламента Ирина Имерлишвили. Как и в других странах, главной задачей этого органа является оценка внешних и внутренних угроз, стоящих перед страной. Совбез разрабатывает и следит за выполнением политики национальной безопасности страны, контролирует деятельность министерства обороны, госбезопасности и других ведомств, так или иначе имеющих отношение к вопросам национальной безопасности.
Все эти функции "скопировал" совет по национальной безопасности и управлению кризисами, созданный при премьер-министре. Разница разве что в названии, но не в сути. Если деятельность президентского совета определяет Конституция страны, то премьерский совет создан по распоряжению правительства. Впрочем, от этого его функции не снижаются.
Кстати, несколько месяцев назад в парламенте разрабатывался законопроект, по которому Совет безопасности от президента переходил к премьеру. Дело в том, что, согласно недавним поправкам в конституцию Грузии, президент уже не определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, этим занимается глава правительства. Получается, что и Совбез президенту ни к чему. Эти изменения даже были утверждены в первом чтении, однако дальше этого дело не продвинулось.
Читайте также: Ираклий Гарибашвили: испытание властью
Сам президент Маргвелашвили ничего необычного в том, что премьер Гарибашвили создал параллельную структуру, не видит. По словам президента, премьер-министр вправе сам решать, какое устройство правительства является наиболее эффективным. Маргвелашвили говорит, что очень часто происходит так, что определенные функции ведомств дублируются, к примеру, законопроекты могут разрабатываться и в парламенте, и в правительстве. В то же время президент признает, что в связи с изменением конституции необходимо более точно определить функции тех или иных структур исполнительной власти.
Но пока эти функции до конца не определены, решение премьера о создании второго Совета по безопасности несколько странно. Особенно учитывая, какое недовольство в обществе вызывает формирование дополнительных бюрократических структур, которые расходуют государственные средства. Всего лишь несколько дней назад, "учитывая большой интерес общества", Ираклий Гарибашвили принял решение сократить зарплату министрам. Теперь они вместо 3 600 долларов будут получать в месяц 3 тысячи долларов. Однако создание целого совета по безопасности, естественно, будет связано с дополнительными затратами.
По мнению экспертов, Гарибашвили, который сегодня обладает всей полнотой власти, хотел создать орган, чтобы более быть точно информированным о процессах, происходящих в стране. Тем не менее, создание параллельных структур может вызвать много вопросов.
"Я не слышал от представителей власти каких-нибудь внятных объяснений по поводу того, зачем создавать дополнительную бюрократическую структуру, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Каха Гоголашвили. — Понятно, что премьер хотел создать орган, который поможет ему более оперативно принимать решения, связанные с национальной безопасностью страны. А созыв заседания в рамках Совбеза при президенте — более длительная процедура. Если же парламент принял бы решение о передаче функций Совбеза от президента к премьеру, то это значительно сократило бы значение президентского института, который и так стал во многом номинальным после изменений в конституции страны. Видимо чтобы не нарушать этот баланс, парламент в конечном счете не пошел на этот шаг".
"Что касается разговоров о противостоянии между Маргвелашвили и Гарибашвили, то я не владею этой информацией. Думаю, что это никак не связано с решением Гарибашвили по поводу создания своего Совета национальной безопасности", — полагает Гоголашвили.
По мнению эксперта по политическим вопросам Ники Читадзе, структура, которую изобрел премьер Гарибашвили, вполне могла быть создана в рамках президентского Совета по национальной безопасности. "Я полагаю, что Гарибашвили хочет вести независимую политику безопасности, и для этого ему понадобилось создание этой структуры, — сказал Читадзе в интервью Georgia Times. — Центр по управлению кризисами вполне мог войти в структура президентского совета по безопасности, как, к примеру, в государствах Балтии. По конституции президент является главой государства, а реально руководит страной премьер, так что я не исключаю, что между ними существует определенное противостояние".
Пока неизвестно, где будет расположена новая структура правительства. Президентский Совет национальной безопасности уже много лет базируется на седьмом этаже Канцелярии правительства — бывшей Госканцелярии. А где будет расположен премьерский Совет? Возможно, этажом выше.