В минувшие выходные Грузия обрела нового президента. Им стали иванишвилевский ставленник Георгий Маргвелашвили. Теперь высший пост страны, парламент и правительство в руках "Грузинской мечты". "Не у дел" остаются пока лишь местные органы власти, где большинство мест по-прежнему за представителями "Единого национального движения". Изменится ли эта ситуация до выборов 2014 года и что думают о реформе местных органов власти грузинские эксперты?
"Разделавшись" с парламентом, президентом и правительством, коалиция "Грузинская мечта" теперь добралась и до местных органов власти. В первую очередь это касается губернаторов с их неограниченными полномочиями на местах. В то время как президентом был Михаил Саакашвили, губернаторы, полное наименование должности которых "уполномоченный президента в таком-то регионе", выполняли роль проводника политики центральных властей на местах. Ни о каком самоуправлении и речи быть не могло. Губернаторов, мэров и глав районных администраций назначал президент. Единственным мэром, который был избран всеобщим голосованием, был тбилисский градоначальник Гиги Угулава. И даже несмотря на это ни о каком самоуправлении в Тбилиси также речи идти не могло: Угулава принадлежал к команде Михаила Саакашвили, соответственно, выполнял все его поручения.
А поручений к мэрам и губернаторам было множество. Часто они выходили за рамки органов власти и скорее были "партийными заданиями". Особенно активно эти органы подключались к делу во время выборов. Между ними было даже неофициальное соревнование - кто принесет в копилку правящей партии больше голосов? Из центра за всем не уследишь, поэтому "регионалы" лучше справлялись с этой задачей. Использовалось все - запугивание, шантаж, подкуп. А порой избирательные бюллетени просто закидывали в урны, тем самым обеспечивая желаемый результат.
Но собирается ли "Грузинская мечта", у которой теперь и большинство в парламенте, и свой президент, и премьер-министр из своей же команды, разрушить эту политическую вертикаль? Соблазн вновь обеспечить тотальный контроль на местах довольно-таки высок. Кстати, одним из первых против этой "неофеодальной" системы выступил сам премьер-министр Иванишвили. Точнее, он "проехался" по мажоритарным депутатам, которые, как бы соревнуясь с губернаторами, стали чувствовать себя местными царьками, а некоторые даже в открытую заявляют, что Иванишвили сдал им тот или иной город или район в пользование. Видимо, не очень-то довольный действиями мажоритариев, особенно из собственной коалиции, Бидзина Иванишвили сказал, что выборы по одномандатным округам, скорее всего, будут отменены. И со следующих выборов в парламент "пройдут" только представители политических партий.
Вопросы, связанные с губернаторами, обсуждались на последнем заседании Кабинета министров Грузии. После вступления в силу новой Конституции, с 17-го октября, их будет назначать правительство. Правда, Иванишвили и его команда заявляют, что после выборов в местные органы власти в 2014 году институт губернаторов будет ликвидирован. До этого периода главы регионов останутся выполнять свои функции, которые им определит теперь уже правительство Грузии.
Кадровые вопросы Иванишвили и его Кабмин пока не обсуждают, но это пока. Ведь все губернаторы и большинство глав местных администраций - представители "Единого национального движения". Таким образом, "Грузинская мечта" вряд ли будет терпеть это положение бесконечно. Тем более когда представители правительства открыто заявляют, что губернатор должен быть "опорой центральных властей на местах".
Бывший депутат парламента и эксперт по политическим вопросам Дмитрий Лордкипанидзе не ожидает особых изменений в политической системе самоуправления.
- Я думаю, что выборы в местные органы власти пройдут примерно так же, как и президентские выборы, то есть в условиях коабитации, - сказал Лордкипанидзе в интервью GeorgiaTimes. - "Грузинская мечта" и "Национальное движение" действуют сообща, и все вопросы решают исходя из обоюдных интересов. Они поделили власть между собой, и в стране сформировалось два властных монстра, у которых есть и серьезные финансовые, и административные ресурсы. Главной задачей этих политических сил является недопущение участия в политических процессах какой-либо третьей силы. Поэтому я полагаю, что и на местах эти силы поделят власть.
- То есть вы считаете, что "Грузинская мечта" не станет менять губернаторов?
- Мне кажется, что "Грузинская мечта" проводит процесс политической реанимации "Единого национального движения", и перед местными выборами это станет еще более очевидно. Конечно же, они сменят губернаторов, как это произошло в местных Сакребуло и районных управах. Но эти изменения были чисто формальными. Очень много членов "Нацдвижения" на местах просто сменили цвет и стали членами "Мечты". В целом же ситуация не изменилась. Население в регионах очень недовольно, поскольку в местных органах власти они опять видят лица людей, которые в течение многих лет преследовали местное население, осуществляли на них физическое и моральное давление. В особенности перед выборами, - говорит Лордкипанидзе.
Кстати, реформировать местное самоуправление и придать ему более широкие функции пытались и при Эдуарде Шеварднадзе, и при Михаиле Саакашвили. Об этом говорят и сегодня. На практике же все заканчивалось первыми же выборами, где каждый раз побеждало желание набрать побольше голосов и прибрать к рукам всю власть. Тут уже не до демократии.
Михаил Вардзелашвили