Кто есть кто на грузинской политической сцене образца 2013 года? После убедительной победы коалиции "Грузинская мечта" на выборах в парламент все внимание общественности и СМИ сосредоточено на двух самых влиятельных политических игроках: самой вышеупомянутой коалиции и ее оппонентах - "Национальном движении". Однако состав высшей политической лиги страны не столь однозначен. Мы побеседовали об этом с главой партии "Социал-демократы за развитие Грузии", членом фракции "Грузинская мечта" Георгием Жоржолиани.
- Расскажите в нескольких словах о вашей партии, о ее основных принципах, идеях и отличии от других политических организаций современной Грузии.
- В Грузии есть несколько партий левоцентристской ориентации. Наша партия относится именно к этой категории. Мы появились на политической арене относительно недавно, около 3 лет назад. Выборы 2012 года были нашими первыми выборами в парламент Грузии. Я являюсь депутатом от нашей партии в парламенте этого созыва. Основные принципы, на которых базируется работа партии "Социал-демократы за развитие Грузии", подробно изложены в наших установочных документах. Если же говорить более конкретно, то основные тезисы "платформы" нашей партии сконцентрирована на двух главных понятиях, представленных в самом ее названии, я имею в виду социальную демократию.
- А можно об этом поподробнее?
- Конечно. Чтобы демократия, или власть народа, была наиболее полной, важно, чтобы все население страны принимало участие в обустройстве жизни, в установлении правил, по которым живут люди. Нужно, чтобы граждане страны располагали более или менее одинаковыми ресурсами для общественной активности. Мы уверены, что демократия невозможна без сильной социальной политики. Все граждане страны должны иметь равный доступ к бесплатным услугам здравоохранения, возможностям образовательной сферы. Мы считаем, что государство и все общество, основываясь на принципах солидарности, обязано обеспечивать своих граждан вышеупомянутыми благами. Кроме того, в названии нашей партии существует термин "развитие". Это неспроста. Мы уверены, что весь тот потенциал, который мы имеем (а наш самый главный потенциал - это, безусловно, наши люди, наша культура и наши традиции), должен быть использован в направлении модернизации экономики и социальной политики. Повторюсь, для развития очень важно, чтобы в общественную жизнь были включены все граждане Грузии. У нас нет ни нефти, ни золота. Самое большое богатство моей родины - это ее народ.
- Какие еще партии левого толка существуют в Грузии?
- В первую очередь, это Лейбористская партия. Наши позиции по некоторым вопросам несколько отличаются, я не стану вдаваться в детали. Есть "Партия народа", ее возглавляет Коба Давиташвили. Недавно была создана "Свободная Грузия" (лидер Каха Кукава). Они тоже позиционируют себя как партию левоцентристской ориентации. Насколько мне известно, в Грузии существовала и Коммунистическая партия - это было политическое образование более радикальной, левой направленности. Однако, по моим сведениям, на сегодняшний день она не функционирует. Также в Грузии ранее была и Социалистическая партия. Если говорить о нас, о "Социал-демократах за развитие Грузии", то важно было бы отметить, что мы не являемся правопреемниками той социал-демократической партии, которая существовала в нашей стране ранее. Мы - новая партия.
- Но ведь наверняка ваша партия имеет определенную связь с социал-демократической партией Грузии на уровне идей, и самой политической платформы, не так ли?
- Если говорить о старой социал-демократической партии, то связь между нами налицо. Нас объединяют идейные истоки. Это было самое модернистское, современное, европейское политическое образование, которое существовало в Грузии. Анализируя тот порядок, который наши предшественники, социал-демократы, пытались ввести в Грузии, мы понимаем, что они были истинными новаторами. Речь идет о социал-демократических принципах управления общественной и политической жизнью страны. В Грузии есть и объединенные профсоюзы. Как и в Европе, наша "Партия зеленых" имеет левоцентристскую ориентацию. Я мог бы назвать "Грузинскую мечту" Бидзины Иванишвили в какой то мере партией, чьи ориентиры совпадают с понятиями левоцентристского движения.
- Давайте поговорим более детально о профсоюзах в Грузии.
- На всем постсоветском пространстве профсоюзное движение развито и представлено довольно слабо. Причины этого кроются в том порядке, который сложился после распада Советского Союза. Во-первых, пришло время радикальной неолиберальной политики во всем мире, особенно в бывших союзных республиках. Тот тип капитализма, который был тут продвинут и обоснован, мешал созданию сильных профсоюзов. Во-вторых, произошла массовая деиндустриализация. Индустриальная экономика, то есть реальный сектор экономики, являлся реальным двигателем профсоюзного движения. После распада Союза экономика очень ослабла, заводы и фабрики остановились, это подействовало не лучшим образом на профсоюзное движение. Несмотря на общую тенденцию, у нас были профсоюзы. Особенно в последние годы они стали более активными. Я думаю, что сейчас, после парламентских выборов сложилась такая ситуация, когда профсоюзное рабочее движение, движение нанятых работников, служащих, будет набирать все большую популярность и силу. Они получат права, а одновременно с ними и ответственность. А ответственные люди с правами - это то, что нужно для развития экономики.
- Что понимается в Грузии под левым политическим крылом?
- Я уже перечислил те политические партии, которые подпадают под определение левоцентристских. Можно сказать, что в наследие от Советского Союза мы получили сверхцентрализованную власть и атомизированное общество, а это не способствовало созданию репрезентативных партий. Политические объединения создавались под эгидой определенных "кружков", их вдохновляли, скорее, харизматичные личности, чем какие-либо идеи. За 20 лет наше общество стало более зрелым в политическом контексте. Думаю, что в ближайшее время начнется формирование реальных механизмов транслирования общественных интересов и общественных принципов в политическую жизнь. Мы, конечно, будем стараться поддерживать представителей среднего класса, а также граждан, которые живут за гранью прожиточного минимума. Это не значит, что успешных или богатых людей нужно ущемлять в их правах, но солидарность - это главный принцип, который положен в основу взаимоотношений людей в нашей стране. Я думаю, что мы не можем быть патриотами, только исходя из отношения к своей земле. Наша страна - это наши люди, наша нация, то есть граждане этой страны. Мы должны любить не только наших предков, или преклоняться перед грузинскими царями. Важно то, как ты воспринимаешь своих сограждан. С этими людьми каждого из нас должны связывать солидарные взаимоотношения. Именно такая концепция должна пониматься в Грузии под левым политическим крылом. В настоящее время я отмечаю тенденцию к формированию такой политической платформы в нашей стране.
- Имеются ли явные политические или общественные лидеры, провозгласившие решения социальных проблем своей главной целью? Как на это реагирует электорат?
- Все те политические партии и лидеры, о которых я говорил выше, провозглашают решение социальных проблем своей важной целью. Я бы тут добавил, что есть и лидеры-популисты, а также партии, которые занимаются только демагогией. Речь идет о крайне правом "Национальном движении", которое утверждает, что решение социальных проблем - это их "конек". Однако "Национальное движение" все эти 9 лет проводило такую политику, которая была направлена против решения социальных проблем: коммерциализация всей общественной сферы, здравоохранения, образования. Мы получили отказ правительства от какой-либо ответственности в экономике. Это фундаменталистские, рыночные подходы к экономике и общественной сфере. Провозглашение, или декларация является популистской, если на деле проводится абсолютно противоположная политика. Надо четко следить за тем, чтобы обнародованные цели соответствовали реальным политическим направлениям развития государства.
- Насколько в Грузии дискредитированы левые демократические идеи? С чем они связаны в сознании людей?
- На наш взгляд, настоящая демократия в Европе возможна только во взаимодействии с левыми политическими идеями вместе с пониманием решений социальных вопросов. То общество, которое называется обществом благосостояния в Европе (после Второй мировой войны), очень серьезно связано с реализацией именно левых идей. Знаете ли вы, что почти половина ВВП в развитых странах уходит на бюджетную сферу? Из этой суммы около 70% расходуется на социальные нужды, 15% на государственное управление, оставшиеся средства на поддержку экономики и прочие нужды. Без социального измерения политики не может быть реальной демократии. Если говорить о дискредитации левых идей в сознании населения нашей страны, то тут все предельно просто. Безусловно, большинство граждан бывшего Советского Союза ассоциируют в своем сознании наши идеи с негативным восприятием "имперского" прошлого, тоталитарного образа жизни. Это вызывает критическое отношение ко всему, что связано с левыми идеями в целом. Особенно современные идеологи радикального правого движения нередко пользуются таким негативным эмоциональным отношением к левым идеям вообще. Это явление можно смело назвать манипуляцией сознанием простых людей. И исторические условия, и такая умышленная пропаганда сыграли свою определенную роль в восприятии партий левого толка. Однако на сегодняшний день левые идеи обретают все больше популярности в нашей стране.
Записала Ия Бердзенишвили