Одного из претендентов на пост президента Грузии выселяют на улицу за задолженность перед банком. Не спас даже официальный статус кандидата на должность главы государства. Акакий Асатиани заявил о намерении участвовать в президентской кампании всего за два дня до этого события. Но рассчитывал ли он на победу? И почему в небольшой Грузии так много желающих занять президентское кресло? Что это - демократия или начальная фаза политического развития общества?
Как видно, в сложном материальном положении в Грузии находятся не только рядовые жители страны, но и кандидаты в президенты. Подтверждение тому - случай, происшедший с Акакием Асатиани. Асатиани, который заявил о намерении участвовать в выборах всего несколько дней назад, был выселен из собственной квартиры, вернее, из 4-х этажного особняка в центре Тбилиси. Как выяснилось, этот дом был заложен под кредит в банке. Проценты по кредиту лидер грузинских "Традиционалистов" не выплатил, вот и лишился места постоянного жительства.
Впрочем, кандидат в президенты задолжал не только банку. Около его дома провели пикет несколько человек, которые уверяют, что тот должен им большие суммы денег, вернуть которые они не могут в течение многих лет. Теперь, когда у Асатиани отобрали дом, надежды на возвращение этих сумм стали и вовсе призрачными.
Акакий Асатиани раньше занимал пост председателя Верховного Совета Грузии, затем был депутатом парламента. В бытность президентом страны Эдуарда Шеварднадзе он возглавлял одну из крупнейших оппозиционных сил - "Союз традиционалистов", которая входила в коалицию Аслана Абашидзе "Союз возрождения". После прихода к власти Михаила Саакашвили партия Асатиани фактически распалась - часть ее членов переметнулась к "националам", другие же вообще отошли от политики. Акакий Асатиани тоже долгое время был в тени.
Было ли решение лидера традиционалистов вызвано желанием защитить себя от кредитных офицеров банка, которому он задолжал, или какими-то другими соображениями, сказать сложно. Вряд ли Асатиани, достаточно опытный политик, считает свои шансы на победу в президентских выборах реальными, несмотря на довольно громкое заявление о начале борьбе за президентское кресло: "Я решил активно подключиться к избирательной кампании, на начальном этапе планирую ознакомить людей с моей позицией и позицией моих единомышленников, указать пути разрешения существующих проблем". Но теперь у самого Асатиани возникли серьезные проблемы, так что вряд ли у него останется время для решения проблем избирателей.
Всего желание участвовать в президентской гонке высказало 28 человек. О большинстве из них общество узнало впервые. А поскольку в Грузии нет ограничений на участие в выборах (кроме возрастного ценза), кандидаты посыпались как из рога изобилия. Может быть, кому-то это покажется проявлением демократии, дескать, хочет - ну и пусть участвует. Но поскольку уже наперед известно, что кандидаты типа Автандила Маргиани или Михаила Салуашвили (кстати, первый кандидат, официально зарегистрированный ЦИК Грузии) не наберут даже одного процента голосов, возникает вопрос - зачем они вообще участвуют в этих выборах? Неужели чтобы просто покрасоваться на экране телевизора?
Причина, скорее всего, в том, что Грузия - невероятно политизированная страна. Если раньше дебаты о политике проходили на кухне за чашечкой кофе, то теперь они переместились в социальные сети: грузинский Facebook, пожалуй, самый политизированный Facebook в мире. Из 10-ти сообщений, размещенных на сайте, 9 - политического характера. Притом чаще всего не в поддержку какого-либо политика, а с компроматом на политических оппонентов - здесь ведь никакой цензуры, печатай что хочешь.
Вот и почувствовали себя "рядовые" жители Грузии вполне готовыми к президентской гонке. У большинства этих кандидатов и работы-то постоянной, скорее всего, нет, поэтому что им терять? Поиграют немного в политику, почувствуют себя реальными участниками политических процессов в стране - большего и не требуется.
Эксперт по политическим вопросам Георгий Хуцишвили полагает, что грузинское общество пока не развито настолько, чтобы люди, не имеющие ничего общего с политикой, не выдвигали бы свои кандидатуры на пост главы государства. "Конечно же, это не показатель демократии, а свидетельство того, что нам еще очень далеко до цивилизованного общества, - сказал Хуцишвили в интервью GeorgiaTimes. - Взять хотя бы выборы ректора Тбилисского Государственного Университета. Да, в итоге там победил достойный кандидат, но какие были другие кандидатуры! Да они не то что с университетом не имели ничего общего - они вообще не знали, куда баллотируются и для чего. Просто хотели показать себя. То же самое происходит и на президентских выборах. Из года в год в них участвуют люди, которые имеют очень смутное представление о политике, а тем более об обязанностях главы государства. Никакие ограничения здесь не помогут, да и не должны быть введены. Просто эти люди сами должны понять, что не надо выставлять себя на посмешище, а надо заниматься собственным делом. Очевидно, для этого общество еще не созрело", - полагает эксперт.
Ну а пока грузинское общество "зреет" политически, в президентской гонке, помимо фаворитов, участвуют люди без всякого политического бекграунда, без какой-либо надежды на победу и, как показывают последние события, даже без определенного места жительства.
Михаил Вардзелашвили