Начнется ли процесс возвращения грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию? Этот вопрос обсуждался в ходе визита в Москву Патриарха всея Грузии Илии Второго. Там глава ГПЦ встречался с президентом России Владимиром Путиным. Эксперты затрудняются делать прогнозы, однако говорят, что в вопросе репатриантов многое зависит от позиции России. Чего удалось добиться Патриарху и насколько успешны были его дипломатические шаги?
Президент России Владимир Путин и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй договариваются по конкретному вопросу - возвращению беженцев в Абхазию и Южную Осетию. Как сообщил Илия Второй, этот вопрос обсуждался как на переговорах с президентом России, так и на встрече с Патриархом всея Руси Кириллом. "Мы категорически потребовали, чтобы беженцы вернулись в свои семьи, свои дома. Очень важно сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Надеюсь, что этот вопрос будет решен положительно. Они обещали мне. Российский президент, вероятно, выполнит свое обещание", - сказал Илия Второй после возвращения в Грузию.
На сегодняшний день в Грузии проживают около 250 тысяч беженцев. Они были вынуждены покинуть свои дома в ходе вооруженных конфликтов. Руководство Грузии не раз поднимало тему репатриантов на международном уровне. По мнению грузинских властей, беженцы обязательно должны вернуться домой. Однако в Цхинвали и Сухуми не видят реальных возможностей для начала этого процесса, называя эти требования односторонними и политизированными.
Читайте также: Беженцы без определенного места жительства
Патриарх Всея Грузии неоднократно говорил о необходимости воссоединения Грузии, имея в виду Абхазию и Южную Осетию. Этим Илия Второй вызывал недовольство официальных лиц в Сухуми и Цхинвали, которые обвинили его в посягательстве на независимость этих республик. В Абхазии и Южной Осетии также выступают против контактов между официальными лицами Тбилиси и Москвы. В республиках считают, что единственная цель этих контактов для Грузии - неким образом добиться возвращения утраченных территорий.
Илия Второй находился в России на праздновании 1025-летия крещения Руси. В этом году он уже второй раз посещает Москву. По предварительной информации, рассмотрение политических вопросов в ходе последнего визита не планировалось. Но, учитывая нынешнее положение грузино-российских отношений и неоднократные заявления правительства Иванишвили о желании улучшить эти отношения, было понятно, что обойти политические аспекты невозможно. Впрочем, эксперты до сих пор гадают, было ли у Илии Второго конкретное поручение от руководства Грузии, или поиск общих интересов - его личная инициатива?
С визитом Патриарха в Россию совпало заявление премьер-министра Бидзины Иванишвили, который сказал, что надеется на встречу с Владимиром Путиным. В то же время Иванишвили подчеркнул, что между двумя странами по-прежнему много нерешенных вопросов. И если встреча с Патриархом может состояться лишь для ознакомления позиций сторон, то встреча между президентом России и премьером Грузии должна принести конкретные результаты. В противном случае ее проведение теряет смысл.
Читайте также: Беженцы, которые никому не нужны
Эксперт по политическим вопросам и вопросам безопасности Бесо Аладашвили полагает, что не следует возлагать на договоренности Патриарха и российского президента большие надежды. "В данном случае идет политическая и дипломатическая игра, и сложно сказать, чем она завершится, - сказал Аладашвили в интервью GeorgiaTimes. - У России свои стратегические интересы и в Абхазии, и в Южной Осетии. Мне сложно сказать, насколько входит в интересы Москвы возвращение грузинских беженцев. Мне кажется, что подобные действия и заявления рассчитаны на долгосрочную перспективу. В первую очередь они служат снижению напряженности, но я не думаю, что по поводу возвращения беженцев будет принято конкретное решение, поскольку уж очень много факторов, мешающих этому процессу. Что касается вопроса о том, имел ли Илия Второй какое-либо поручение от правительства Грузии, то об этом мне судить сложно, как и о том, что именно рассматривалось на переговорах Илии Второго и Владимира Путина, кроме вопроса беженцев. Это нам неизвестно", - сказал Аладашвили.
В Тбилиси полагают, что на данном этапе добиться каких-то конкретных политических договоренностей между Россией и Грузией практически невозможно. Именно поэтому в Москву отправился Патриарх Грузии, пользующийся большим авторитетов и у себя на родине, и в России. Однако создадут ли гуманитарные вопросы почву для политического диалога, пока сказать сложно.
Михаил Вардзелашвили