Почему сняли с должности замминистра образования Давида Зурабишвили? Сам Зурабишвили полагает, что его отставка политически мотивирована. Он говорит, что это удар по Республиканской партии, входящей в коалицию "Грузинская мечта". Если отстраненный замминистра прав, значит, Бидзина Иванишвили близок к тому, чтобы потерять контроль над собственной коалицией. Так ли это на самом деле? Неужели в "Грузинской мечте" и правда назревает настоящий конфликт?
Выдвижение Георгия Маргвелашвили кандидатом в президенты Грузии уже спровоцировало конфликт внутри "Грузинской мечты". Заместитель министра образования, республиканец Давид Зурабишвили отстранен от должности. "Отставила" его новый министр образования Тамар Саникидзе, которая заняла этот пост после отставки ставшего кандидатом в президенты от правящей коалиции Георгия Маргвелашвили. Она заявила, что не видит Зурабишвили в должности своего заместителя, и предложила ему пост советника министра образования. "Мои заместители должны быть специалистами в сфере образования. Что касается господина Давида Зурабишвили, то его опыт и знания хорошо могут быть использованы в статусе советника министра", - отметила Тамар Саникидзе.
Однако, несмотря на подобные лестные оценки, сам Зурабишвили не собирается оставаться в министерстве образования. Он решил целиком переключиться на партийную деятельность. Давид Зурабишвили называет решение министра политическим и считает, что Саникидзе не могла принять его независимо, без согласования с Бидзиной Иванишвили. Бывший замминистра и один из лидеров Республиканской партии говорит, что поводом к такому решению послужило заявление, сделанное им после ареста сотрудников мэрии Тбилиси, многие из которых были задержаны прямо на улицах города. Зурабишвили тогда сказал, что если нынешняя власть продолжит действовать подобным образом, то она очень скоро станет похожа на "Национальное движение". В кулуарах правительства поговаривают, что Иванишвили принял решение об отстранении Зурабишвили от должности именно после этого заявления, а все происходящее свидетельствует о серьезном противостоянии внутри коалиции "Грузинская мечта". Сам Давид Зурабишвили назвал это решение "ударом не только по нему, но и по всей Республиканской партии".
Читайте также: "Грузинская мечта" теряет поклонников
Тамар Саникидзе факт обсуждения этого вопроса с премьер-министром не отрицает, однако говорит, что Иванишвили дал ей полную свободу при принятии решений о своих заместителях. Саникидзе говорит, что решение по поводу статуса Давида Зурабишвили не является политическим, поскольку она сама не политик, а просто намерена работать в министерстве "со своей командой".
Сейчас на руководящей должности в правительстве остается еще один член Республиканской партии - госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили. Вообще, у этой партии довольно сильные позиции и в парламенте Грузии. Ее представители там - это спикер Давид Усупашвили, один из ярких и активных членов законодательного органа Тина Хидашели, братья Леван и Давид Бердзенишвили. В то же время эксперты отмечают, что "республиканцы" вряд ли преодолели бы избирательный барьер, если бы баллотировались в парламент не в составе коалиции, а отдельно. Это понимают и сами "республиканцы", и премьер Бидзина Иванишвили. Все знают, что без поддержки лидера коалиции не видать "республиканцам" парламента как своих ушей.
А тем временем у Иванишвили накопилось много вопросов и замечаний к законодательному органу. В прессу просочились сведения относительно некоего законопроекта, который якобы готовит спикер Давид Усупашвили и его сторонники в парламенте. Он касается возможного освобождения от ответственности президента Грузии Михаила Саакашвили. Комментируя эту информацию, Иванишвили ответил достаточно резко: "Вопрос ответственности президента Грузии не решать Усупашвили и какой-либо партии. Этот вопрос должно решать грузинское общество". В то же время премьер попросил журналистов воздержаться от несправедливых нападок на председателя парламента Грузии.
Эксперты отмечают, что новый министр образования Тамар Саникидзе и бывший замминистра Давид Зурабишвили известны в обществе как чрезвычайно порядочные люди. "Конфликт, скорее всего, связан с какими-то подводными политическими течениями, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе. - Если господин Зурабишвили считает, что его отставка политически мотивирована, значит, у него есть основания для подобных утверждений. Хотя мне сложно говорить о том, насколько о это решение политическое. Так, сама Тамар Саникидзе утверждает, что она аполитична. Соответственно, ее кадровая политика ничего общего с государственной политикой не имеет".
Может, противостояние внутри коалиции связано с желанием некоторых партий начать независимую игру после ухода Иванишвили из политики? Говоря об этом, Мамразде напоминает: большинство партий не способны на самостоятельную борьбу. "В коалицию входят 6 партий, но независимо они, скорее всего, не преодолеют избирательный барьер на парламентских выборах, - предполагает Мамрадзе. - Мне вспоминаются слова Иванишвили, что все партии, входящие в коалицию, свободны. И они могут спрыгнуть с этого "коалиционного поезда", но, скорее всего, сломают себе шею".
Для того чтобы как-то противостоять друг другу, партиям нужен сильный помощник. И некоторые члены коалиции могли выбрать в качестве такого помощника Михаила Саакашвили, рассказывает эксперт. "Многие говорят, и есть такие признаки, что в правящей коалиции существуют силы, готовые пойти на сделку с Михаилом Саакашвили и ЕНД, чтобы как-то продлить жизнь этой партии. Подобные силы ничего не думают о судьбе страны. Им важнее собственное благополучие", - говорит Мамрадзе.
Читайте также: Бакрадзе идет навстречу "Грузинской мечте"?
Многие считают, что Бидзина Иванишвили допустил ошибку, заранее назвав дату своего ухода из политики. Из-за этого он потерял контроль над политическими субъектами, входящими в коалицию "Грузинская мечта". Они стали искать альтернативные пути. Так что с приближением президентских выборов в правящей коалиции не исключены новые сюрпризы. Ведь борьба там идет не только с внешними противниками, но и с внутренними.
Михаил Вардзелашвили