Часть грузинского духовенства пыталась сорвать фестиваль электронной музыки "Мистерика". Организаторы хотели провести его в селе Ассурети в районе Тетрицкаро. Но сделать это они не смогли, так как священнослужители усмотрели в рекламе мероприятия "сатанинские элементы". В результате фестиваль перенесли на Тбилисское море. За Misterika Festival заступился даже президент Грузии Михаил Саакашвили. Что же двигало недовольными - религиозный фундаментализм или желание защитить национальные традиции?
"Cатанистский и не грузинский". Так некоторые представители грузинского духовенства охарактеризовали музыкальный фестиваль электронной и камерной музыки "Мистерика", проведение которого было запланировано в селе Ассурети района Тетрицкаро в Восточной Грузии. По мнению этих людей, на баннере, подготовленном к фестивалю, изображен глаз, что является антиправославным. Против проведения фестиваля выступили также представители местных органов власти. В результате Misterika Festival перенесли в другое место - недалеко от столицы Грузии, вблизи Тбилисского моря. Это место для музыкального фестиваля выделила мэрия Тбилиси.
За фестиваль заступился Михаил Саакашвили. Он видит в последних событиях угрозу религиозного фанатизма. Впрочем, президент выразил надежду, что фундаментализм никогда не восторжествует в Грузии. "Такие фестивали способствуют популяризации Грузии, развитию туризма, налаживанию культурных контактов, развитию человеческих отношений, социализации молодежи. Долг нашей власти, Церкви и гражданских активистов - не призыв к невежеству, а способствование открытости, смелости, образованности, прогрессу. Недопустимо преследование людей и ограничение свободы по какому-то признаку. Если мы строим демократическое государство, то его долг защищать свободу всех и пресекать давление одной группы на другую", - пишет Саакашвили на своей официальной странице в Facebook.
Вопросы, связанные с опасностью религиозного фундаментализма, стали особо активно обсуждаться в грузинском обществе после 17-го мая. Тогда в Тбилиси было запланировано проведение акции за права сексуальных меньшинств. Однако участники контр-акции, которых было гораздо больше, помешали проведению этого митинга. В результате завязавшейся потасовки пострадали несколько человек, чудом удалось избежать жертв.
Этот факт вызвал в грузинском обществе неоднозначную реакцию. Часть обвиняла в организации беспорядков Грузинскую Православную Церковь. Другие же считали, что организаторы акции в поддержку сексуальных меньшинств устроили провокацию. В самой ГПЦ также нет единой позиции. Некоторые представители духовенства говорят о необходимости защищать православие "до последней капли крови". Другая часть полагает, что действия этих "защитников" могут привести к потере авторитета Церкви среди населения.
А авторитет по-прежнему высок. Причем он во многом зависит от личного авторитета Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. По последним опросам, Патриарха поддерживает 92 процента респондентов. Столь высокой поддержки не было ни у одного политика в современной истории страны. Это не может не вызывать недовольство политиков, которые нередко обвиняют Церковь во вмешательстве в политические дела страны. Поводом для таких разговоров также стал тот факт, что сегодня ГПЦ финансируется из бюджета страны, фактически священнослужители получают официальную зарплату.
Некоторое время назад премьер-министр Иванишвили, коснувшись этой темы, сказал, что у Церкви должно быть свое место в жизни страны, и необходимо разграничить дела церковные и дела государственные. Несмотря на важность этого института, для Иванишвили неприемлемо, когда представители духовенства разъезжают на дорогих джипах и пользуются другими привилегиями. Премьер также против вмешательства государства в дела ГПЦ.
Еще одна важная проблема - социальное положение людей. Она тоже повышает угрозу религиозного фанатизма, поскольку слишком уж много у людей накопилось агрессии. В этом смысле конфликт может только усугубиться, поскольку, несмотря на неоднократные заявления как властей Саакашвили, так и правительства Иванишвили "о приоритете социальной политики", реального улучшения в этом направлении не наблюдается.
По мнению экспертов, на данном этапе говорить о религиозном фундаментализме в Грузии не приходится. Однако определенные проблемы время от времени возникают в разных районах страны. "Само понятие православной религии исключает вероятность религиозного фундаментализма внутри Церкви. Что касается неправомерных и агрессивных действий или насилия со стороны определенных деятелей ГПЦ, то это я бы не назвал религиозным фанатизмом, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по юридическим вопросам Дмитрий Лордкипанидзе. - Такие действия ни в коем случае не могут поощряться со стороны Церкви. Конечно же, существуют определенные формы протеста, и этот протест не должен перерастать в насилие. Что касается привлечения к ответственности священнослужителей после событий 17-го мая, то я бы назвал это определенной платой Западу со стороны "Грузинской мечты". Мол, в Грузии защищаются права человека. Конфликты и проблемы на религиозной основе происходят и в развитых странах Европы. Я очень надеюсь, что в Грузии, которая всегда считалась толерантной в отношении других наций и религий, эта проблема не примет серьезных масштабов", - заявил Лордкипанидзе.
По мнению аналитиков, именно Церковь должна сыграть важную роль в недопущении разжигания религиозного фанатизма. Иначе справиться с этим "джином", который может однажды вылезти из бутылки, будет уже очень сложно. А желающих разыграть "церковную карту" в Грузии достаточно много.
Михаил Вардзелашвили