Является ли освобождение автора видео с пытками заключенных Ладо Бедукадзе политическим решением, или же это личная инициатива главного прокурора Арчила Кбилашвили? Об этом спорят политики и эксперты. Недовольство по поводу решения об освобождении Бедукадзе уже высказал премьер-министр Бидзина Иванившили, потребовав от прокуратуры еще раз изучить это дело. Однако премьер не учел, что грузинское законодательство запрещает повторное рассмотрение уголовного дела после решения суда. Да и сам Кбилашвили брать свои слова назад не собирается. Не потеряет ли он из-за этого скандала пост главного прокурора Грузии?
Главный прокурор Грузии не намерен вечно оставаться на своем посту, и в любой момент готов сложить полномочия. Такими высказываниями Арчил Кбилашвили отреагировал на претензии в свой адрес в связи с "делом Бедукадзе". "Моя должность не связана со временем, то есть назначение главного прокурора происходит решением президента Грузии по представлению министра юстиции. Это может произойти в любое время - сегодня, завтра, через год или 10 лет. Лично я всегда готов к принятию такого решения. Для меня это не проблема", - заявил Кбилашвили, говоря о своей возможной отставке.
Кбилашвили детально объяснил причины принятого им решения в отношении Бедукадзе, отметив, что благодаря распространенным им видеозаписям практически прекратились пытки заключенных. Эта информация, по мнению Кбилашвиши, помогла вскрыть системные проблемы пенитенциарной системы и начать широкомасштабное расследование деятельности десятков чиновников прошлого правительства.
Иванишвили недоволен действиями главного прокурора. Вообще-то он не впервые критикует генпрокуратуру. На прошлой неделе он сказал, что это ведомство "очень слабое". Недовольство премьера вызвала неспособность некоторых прокуроров эффективно представлять обвинение на процессах против членов прошлого правительства.
По мнению члена партии Саакашвили Давида Сакварелидзе, Иванишвили просто пытается избавиться от Кбилавшили. По его словам, премьер-министр хочет показать, что он не связан с публикацией скандальных кадров незадолго до парламентских выборов. И именно поэтому демонстрирует, что его позиция идет вразрез с мнением Кбилашвили. Сакварелидзе не исключает, что Иванишвили "пожертвует" фигурой главного прокурора ради сохранения собственного имиджа.
У экспертов тоже много вопросов по этому делу. Эксперт по юридическим вопросам Лия Мухашаврия отмечает: помимо Бедукадзе, процессуальное соглашение было оформлено с 17-ю лицами, что вызывает определенные вопросы. "В отношении Бедукадзе процессуальное соглашение еще понять можно, но ведь в решении суда написано, что соглашение оформлено со всеми 17-ю фигурантами этого дела, - сказала Мухашаврия в интервью GeorgiaTimes. - Логика процессуального соглашения заключается в том, что человек сотрудничает со следствием. А в данном случае получается, что они все пошли на сотрудничество, что очень странно. Во-вторых, если 17 человек пошли на сотрудничество, то тогда как минимум 170 человек должны быть арестованы по этому делу, а я что-то не припомню этого. По фактам пыток не задержан ни один бывший высокопоставленный чиновник. Так в чем же тогда сотрудничали со следствием эти люди? Я считаю, что Кбилашвили мог принять это решение независимо, но оно вызывает много вопросов. Что касается пересмотра дела, то, по грузинскому законодательству, это невозможно", - говорит Мухашаврия.
А вот эксперт и юрист Дмитрий Лордкипанидзе убежден, что освобождение Бедукадзе от уголовного преследования было политическим решением. "Я убежден, что Кбилашвили не принимал этого решения самостоятельно, - сказал Лордкипанидзе в интервью GeorgiaTimes. - Я думаю, что в этом участвовала элита "Грузинской мечты" и лично премьер-министр Бидзина Иванишвили. А сегодня говорить о том, что Бидзина Иванишвили ничего не знал о решении в отношении Бедукадзе, ничего не знала министр юстиции Теа Цулукиани, которой непосредственно подчинялся Кбилашвили, является элементарным цинизмом и попыткой ввести общество в заблуждение. А что самое главное - по Конституции, если стороны согласились с решением суда, не оспорили его и оно вступило в силу, то пересмотреть дело невозможно. А теперь пытаются найти "козла отпущения" и все шишки бросить на голову Арчила Кбилашвили. Все это является показателем слабости правящей политической коалиции. А кроме того, у "Национального движения" появляется шанс заработать политические очки, что, по моему мнению, не будет полезным для общества", - полагает эксперт.
Кбилашвили пока остается на своем, несколько пошатнувшемся, посту. А в СМИ уже появились имена его возможных преемников. На место главного прокурора могут быть назначены депутат Закария Куцнашвили, заместитель главного прокурора Лаша Нацвлишвили или начальник следственной части прокуратуры Майя Мцариашвили.
Михаил Вардзелашвили