Для кого закрывает двери Грузия?

Грузия собирается отказаться от либерального визового режима. С этой инициативой выступила министр юстиции Теа Цулукиани. Цулукиани говорит, что в отношение каждой страны теперь будет проявлен "индивидуальный подход". Раньше в Грузию могли въехать и из Европы, и из США, Ирана, Турции, а также России, не имея никакой визы. Теперь подход к этому должен измениться. Какие именно страны имела в виду глава Минюста и что думают по поводу новых идей правительства Иванишвили грузинские эксперты?

Правительство Бидзины Иванишвилои считает, что у Грузии слишком либеральный визовый режим. Кабмин собирается пересмотреть такой подход. Теперь в отношении разных стран он будет разным. Министр юстиции Теа Цулукиани считает, что этот вопрос должен решаться исходя из государственных интересов. "Мы должны действовать, исходя из интересов наших граждан, защитить рынок труда, предпринимательскую сферу", - заявила министр юстиции. Она также добавила, что если до сих пор перечень стран, с которыми у Грузии безвизовый режим, определялся законом, то теперь перечень стран будет определять правительство.

В настоящее время в Грузии действует безвизовый режим для граждан стран ЕС, СНГ, США, Ирана, Турции и других стран. Граждане этих государств могут пересекать границу и находиться в стране в течение года. Притом в законодательстве ничего не сказано по поводу того, имеют ли эти люди право посещать страну в качестве туристов, или работать на территории Грузии, или приезжать на учебу и т.д.

Самые сложные отношения в этом смысле у Грузии с Российской Федерацией. Если граждане России могут посещать Грузию без всякой визы, то для граждан Грузии для поездки в соседнюю страну действует визовый режим наивысшей сложности. Автор идеи о "делиберализации" визового режима Теа Цулукиани не уточняет, какой порядок будет действовать в отношении России после внесения соответствующих изменений в законодательство.

До недавнего времени у Грузии практически не было миграционной политики, да и сейчас работа над ней лишь начинается. В результате из страны уехало более миллиона человек, в основном работоспособное население. Видимо, правительство Иванишвили - команда оптимистов. Очевидно, они считают, что если до сих пор Грузию в основном покидали, то в скором времени страна может стать настолько привлекательной, что от посетителей, и что самое главное, желающих остаться на постоянной основе не будет отбоя.

"Вот представьте, что сегодня из какой-либо страны, скажем, арабской, в Грузию прибудет два миллиона человек. У государства нет законодательной основы остановить такой потов мигрантов, - сказала в интервью GeorgiaTimes эксперт по юридическим вопросам Лия Мухашаврия. - Если кто-то это сделает, то местное население может остаться в меньшинстве, А ведь если ситуация в стране улучшиться, то почему бы нет? У многих может возникнуть такая идея. Ведь в Грузии прекрасные климатические условия, и многие могут захотеть переселиться в нашу стану. Вообще такие отношения выстраиваются между странами исходя и обоюдных интересов, то есть страна вводит те же правила, которые ей устанавливает другое государство. Но мы поставили себя в неравное положение с другими странами. Это касается и России, с которой у нас неравный визовый режим, и с теми же странами Евросоюза, откуда любой человек может приехать в Грузию без визы, но гражданин Грузии не сможет без визы поехать, скажем, в Париж", - заявила Мухашаврия.

Эксперты также полагают, что миграционную политику проводить надо, но сначала правительство должно определить приоритеты. Об этом говорит в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Ираклий Менагаришвили.

- Определенная работа в этом направлении была проведена в начале 90-х годов, но никакого результата она не принесла. Страна, у которой такое географическое положение, перед которой стоят столь серьезные вызовы, конечно же, должна иметь гибкую миграционную политику. Здесь нельзя проявлять ни излишнего либерализма, ни действовать в сторону самоизоляции. Необходимо также учитывать, что если Грузия идет по пути европейской интеграции, то у нее есть определенные обязательства и перед европейскими партнерами.

- А как будут строиться эти отношения между Грузией и Россией?

- Это очень сложный вопрос. Россия граничит с Грузией, в том числе ее самый сложный регион - Северный Кавказ. Грузия заинтересована сотрудничать с народами этих регионов, с которыми ее связывает общая история, общие культурные традиции. Вместе с тем, здесь встает вопрос борьбы с терроризмом. И это не только проблема России, это глобальная проблема. Одновременно мы не должны забывать, что из России в Грузию приезжает большое количество туристов. Что касается безвизового режима, то он обычно вводится между странами, у которых общие интересы, и вопросы безопасности между которыми практически согласованы, дабы избежать возможного негативного эффекта. Я не думаю, что в ближайшее время удастся решить все проблемы между Грузией и Россией, так что это еще один сложный вопрос. Я не думаю, что те люди, которые в свое время вводили для россиян безвизовый режим, думали над этими вопросами. Но рано или поздно их пришлось бы решать. Ведь страна, которая не управляет миграционными процессами, практически не контролирует свою границу, - сказал Менагаришвили.

Основной аргумент, по которой власти Саакашвили в свое время пошли на либерализацию визового режима - привлечение туристов и инвестиций. Туристический поток в Грузию в последнее время действительно вырос, в основном из России и стран бывшего Советского Союза. Что касается привлечения инвестиций, то, по словам нынешнего премьер-министра Иванишили, сегодняшнего уровня капиталовложений явно недостаточно, и это "главная забота правительства". 

Михаил Вардзелашвили