Близ Тбилиси, в посёлке Поничала-Соганлуги, где компактно проживают азербайджанцы, началось строительство новой мечети. Она стала яблоком раздора между местными азербайджанцами, разделив население на верных и неверных, на шиитов и сунитов или салафитов. Многие считают, что ее строят ваххабиты. Почему часть жителей уверена, что новая мечеть есть обитель зла, и что они называют ваххабизмом?
Строительство новой мечети в посёлке Соганлуги началось около месяца назад. Возводили ее под видом жилого дома. О том, что это будет место для молитв салафитов, стало известно позже, когда жители обратили внимание на то обстоятельство, что заправляют строительством люди характерного внешнего вида, преимущественно бородатые. Это стало раздражающим фактором для части населения посёлка и даже причиной протестных акций. Они уверены, мечеть эта - обитель зла, и служить она будет не религиозным, а политическим целям радикального ислама.
В центре посёлка Соганлуги уже много лет функционирует мечеть. Она вполне могла бы удовлетворять религиозные потребности местных азербайджанцев, если бы не одно обстоятельство. По словам жителей, для ахунда этой мечети Рахида Керимова есть богоугодные и небогоугодные мусульмане. Одних мечеть якобы принимает и допускает к молитвам, других нет. Объяснения сводятся к тому, что последние являются приверженцами ваххабизма, а их обряды и способы совершения молитв противоречат основным догматам ислама. Действительно ли в посёлке Поничала близ Тбилиси появилась радикальная ветвь мусульманства, и что здесь называют ваххабизмом?
"Нашему селу не нужна вторая мечеть, люди признают и принимают только эту, - рассказал в интервью GTimes ахунд мечети Поничала Рахид Керимов. - Какая-то маленькая радикальная группировка отделилась и решила построить себе мечеть на средства неизвестного происхождения", - заявляет ахунд. Мы подробно расспросили его о новой мечети.
- На основании чего вы полагаете, что это ваххабитская мечеть, когда они сами себя таковыми не считают и вообще утверждают, что это просто частный жилой дом?
- Это вполне ясно. Они же не пришельцы. Они тоже жители этого села. Ваххабиты молятся отдельно, их обычаи и убеждения противоречат нашим. Они считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым, не отмечают день рождения пророка Мухаммеда. Они подкупают местных жителей, перетягивают их на свою сторону. Недовольны этим в первую очередь сами жители Поничала, и я их поддерживаю.
- Недавняя акции протеста - это ваша инициатива?
- Нет, она организована обществом "Азербайджанцы Грузии", председателем Центра гражданского развития, директором азербайджанской школы в Поничала Абайем Башаевым. Недовольство вызывает ещё и тот факт, что эта ваххабитская мечеть строится рядом со школой. Они - дурной пример для наших детей.
- Говорят, что вы получаете финансирование из Ирана. Это так?
- Это не финансирование. Я преподаю в одной духовной иранской школе и получаю заработную плату.
- Что вы собираетесь делать? Как будете противостоять строительству дальше?
- Мы обратились в мэрию с просьбой остановить строительство мечети, которая неугодна местному населению. Продолжаем собирать подписи. Этой мечети здесь не должно быть, - полагает Керимов.
Надо отметить, что среди местного населения есть как сторонники, так и противники строительства новой мечети. Человек 200 поддерживают мнение ахунда Рахида Керимова. Они говорят, что верят старой мечети и в новой не видят необходимости, а салафитов считают небогоугодными. Даже на уровне детей, школьников начальных классов, была заметна лёгкая агрессия к "бородатым" жителям. Видимо, им часто приходится быть свидетелями разговоров старших. К тому же акция с лозунгами "Поничала-Соганлуги - не место для ваххабитов!", "Ваххабиты - это радикальная группировка. Им не место в Грузии!", "Тбилисская мэрия должна незамедлительно приостановить строительство гнезда радикалов под видом мечети!" проходила прямо перед школой, а одним из инициаторов являлся директор этой самой школы.
Чтобы послушать мнение противоположной стороны, мы отправились на поиски салафитов. Как выяснилось, за неимением места для молитв они арендуют один из старых домов. К нашему приходу там никого не было. Однако, заглянув в открытое окно, мы убедились в том, что это молельня. Соседи сказали, что ежедневно для совершения намаза сюда приходит около 15-ти ваххабитов. А бывает, что приезжают чеченцы и дагестанцы.
Так называемых ваххабитов мы встретили возле строящегося здания мечети. Как выяснилось, люди эти сами себя ваххабитами не считают и вообще не понимают, почему к ним прицепилось это определение.
"На основе чего нас называют ваххабитами, непонятно. Мы сунниты, и не такие, как представители шиизма. Но это давняя история. Это деление было всегда. Просто здесь в селе ситуация обострённая. Нам не разрешают молиться в имеющейся мечети. Ахунду этой мечети неугодны наши обряды совершения намаза. До сих пор мы собирались в домах то одного, то другого мусульманина. Но число приверженцев растёт. Нам не хватает места ни в одном, даже самом большом частном доме. И вот мы на свои деньги строим дом. Вопреки тому, что говорят, будто это мечеть, мы утверждаем, что строим дом. Это подтвердит и мэрия Тбилиси. Правда, мы не отрицаем и того, что здесь будут собираться братья-мусульмане для совершения молитв", - говорят представители другой стороны.
По информации, полученной из тбилисской мэрии, в селе Поничала действительно строится не ваххабитская мечеть, а обычный жилой дом. И строит его некий Васиф Мамедов. На его имя было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. По словам руководителя службы архитектуры Малхаза Кинелаури, действующее законодательство не определяет, как именно обладатель разрешения будет использовать жилплощадь.
"В Поничала мы выдали разрешение на строительство не мечети, а индивидуального жилого дома. Устроит ли там человек мечеть или использует жилплощадь по другому назначению, я не знаю. Васиф Мамедов обратился к нам за разрешением на строительство индивидуального дома и мы разрешили ему это", - заявил Малхаз Кунелаури. По его словам, мэрии не касается, как человек использует жилплощадь.
Один из местных жителей, дом которого тесно примыкает к мечети, высказал, пожалуй, самую мудрую мысль. "Неправы и те, и другие. В мечеть их не пускают, возникает вопрос, а где им молиться? В то же время они ведут не совсем честную игру. Строишь мечеть, зачем скрывать это? И к тому же лишний раз акцентировать то, что "вот, мол, мы - другие". Одна религия. Все мы мусульмане. Если даже мы друг с другом не можем договориться, то как насчёт других религий?"
Кама Рзаева