Президента Грузии Михаила Саакашвили хотят лишить права принимать военный парад в День независимости страны. Глава парламентского комитета по обороне говорит, что парад будет принимать весь грузинский народ. Что подразумевает Ираклий Сесиашвили под этой формулировкой, непонятно. Да и министр обороны Ираклий Аласания почему-то не спешит раскрыть детали грядущего празднования. Зачем "Грузинской мечте" лишать Саакашвили возможности принять парад?
Михаил Саакашвили вроде бы и верховный главнокомандующий, а вроде бы уже и не совсем. Первый шаг в этом направлении "Грузинская мечта" уже предприняла. Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили заявил, что военный парад отныне "будет принимать грузинский народ". "Почему-то до сих пор военный парад принимал президент Саакашвили, это неверная практика, - заявил Сесиашвили в беседе с журналистами. - Это самый важный день для Грузии. Мы должны придать ему такую форму, которая настроит людей позитивно, и мы все вместе будем отмечать этот день".
Министр обороны Грузии Ираклий Аласания, к которому журналисты ринулись за разъяснениями по поводу того, кто же будет принимать военный парад, еще больше запутал ситуацию. Он отметил, что 26-е мая этого года будет радикально отличаться от того, что было до сих пор. "Это будет впечатляющее и красивое зрелище, будет и военный компонент. Премьер-министр и правительство активно подключены к этим приготовлениям", - заявил Аласания. Однако, раскрыв все эти "секреты", глава Минобороны все равно не уточнил, кто же, собственно, будет принимать парад.
В самом Минобороны тоже затрудняются объяснить, что подразумевается под фразой "парад будет принимать народ". Анонимный источник в военном ведомстве Грузии сообщил GeorgiaTimes, что детали парада пока не разглашаются и известны лишь руководству, максимум двум, трем чиновникам.
- Аласания не говорил ни "да", ни "нет" по поводу того, будет ли принимать парад Михаил Саакашвили. А что касается Ираклия Сесиашвили, то он явно забегает вперед.
- То есть Сесиашвили выдал военную тайну?
- Да нет, может быть, он говорит о каком-то другом параде, - сообщил источник.
Но представителям партии Саакашвили не до юмора. Они сочли слова, а точнее реакцию Ираклия Аласании, действием по принципу "Молчание - знак согласия".
"Если господин Аласания помнит, кто в стране верховный главнокомандующий, это очень хорошо, а если нет, то следует ему напомнить. День независимости - событие огромной важности для государства, и к нему надо относиться с большим уважением", - сказал Дарчиашвили.
Грузинские аналитики также затрудняются ответить на вопрос, что в данном случае подразумевается под понятием "народ".
- Говорить от имени народа любят все политики, и это безусловно можно назвать пережитком советской эпохи, - заявил в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Рамаз Сакварелидзе. - Мне непонятно, о какой структуре парада может идти речь, если его не будет принимать президент.
- Не хочет ли "Грузинская мечта" продемонстрировать, что Саакашвили хоть и президент, но в то же время не руководитель государства?
- Я могу лишь сказать, что коабитация, то есть мирное сосуществование политической силы Михаила Саакашвили и коалиции Бидзины Иванишвили, на чем настаивает международное сообщество, не состоялась. Саакашвили вновь не подписывает указ о назначении грузинских послов в нескольких странах, "Национальное движение" пытается очернить "Грузинскую мечту" на международном уровне, создает проблемы в органах местного самоуправления, и это вызывает ответную реакцию коалиции Иванишвили. Возможно, они и согласятся на участие Саакашвили в праздновании Дня независимости Грузии, однако ни в коем случае не позволят, чтобы на этом торжестве он был главной фигурой, - полагает Сакварелидзе.
День независимости Грузии и приуроченный к нему парад и раньше приводили к конфликтным ситуациям. Так, 26-го мая 2011 года на проспекте Руставели в Тбилиси поздно ночью был жестоко разогнан антиправительственный митинг. Несмотря на все попытки тогдашних властей скрыть этот факт, позже стало известно, что в результате разгона демонстрации погибло несколько человек. На следующее утро президент Саакашвили как ни в чем не бывало принял военный парад, а грузинские войска прошагали по тем самым местам, где всего несколько часов назад спецназ жестоко подавлял мирную демонстрацию.
Чтобы изменить ритуал военного парада, необходимо принять соответствующие законодательные поправки. Но тогда снова поднимется шум и бюрократическая волокита, возможно, почище той, что была при Конституционных поправках об ограничении полномочий президента. Поэтому сейчас правительство Иванишвили хочет разработать схему, чтобы и "Национальное движение" особо не возмущалось, и Саакашвили по-прежнему не чувствовал себя верховным главнокомандующим, хоть и с урезанными конституционными полномочиями.
Скорее всего, "Грузинская мечта" не против того, чтобы парад принимал президент, а против того, чтобы его принимал именно Михаил Саакашвили. Но как будет выглядеть церемония парада, который принимает весь грузинский народ?
Михаил Вардзелашвили