Черный пиар на политических заключенных

В Грузии с начала года по государственной амнистии и милости президента страны Михаила Саакашвили на свободу вышли более 8 тысяч 300 заключённых. Такого масштабного всепрощения Грузия ещё не знала. Среди них 190 политзаключённых. Факт сам по себе гуманный. Возникает естественный вопрос: почему те или иные узники попали под амнистию, был ли у них тайный или явный заступник, делалось ли это абсолютно бескорыстно?

Впервые степень настороженности населения я почувствовала на заправочной станции, когда услышала, как владелец частного автомобиля попросил залить бензина всего на 10 лари, полушутя, полусерьёзно при этом добавив: "А зачем оставлять в баке лишний бензин, чтобы его стащили? Залью столько, сколько мне нужно на сегодня". Такая безобидная на первый взгляд шутка, и всё же...

Примерно 150 амнистированных и помилованных бывших заключенных уже совершили повторные преступления. Об этом вчера на встрече с представителями СМИ заявил министр внутренних дел Ираклий Гарибашвили.
"Примерно 150 амнистированных и помилованных бывших заключенных снова были отданы под ответственность. Из них 80 были амнистированными, остальные - помилованными президентом. В этом направлении мы работаем и хотим, чтобы люди больше не совершали преступлений", - заявил глава МВД.
В то же время Гарибашвили предупредил всех освобожденных из заключения в результате широкомасштабной амнистии лиц, что в случае совершения повторного преступления они будут наказаны по всех строгости закона. "Каждая их попытка совершить преступление будет расследована, и все они будут строго наказаны. Я не советую им возвращаться в тюрьму", - подчеркнул министр.

150 повторных преступлений на 8 тысяч 300 бывших заключённых - это много или мало? Нана Какабадзе, руководитель организации "Бывшие политзаключённые - за права человека", в интервью GTimes сказала, что в любой стране, где происходят подобные широкомасштабные помилования, повторные преступления имеют место быть. "Такая тенденция наблюдается не только с теми, кто выпущен в результате амнистии. И среди тех, кто полностью отбывает свой срок и выходит на свободу, тоже всегда есть процент совершающих повторные преступления". Процесс адаптации бывших заключённых в свободном обществе всегда сложен.

Давид Сакварелидзе, представитель парламентского меньшинства, считает, что списки выпущенных заключённых были составлены предвзято. Может ли это быть причиной того, что криминогенная обстановка в стране стала напряжённой? Депутат полагает, что за каждое имя в списке соответствующие люди получали денежные вознаграждения. Правда, заявление своё он делает очень осторожно, ссылаясь на общество. На встрече министра ВД Ираклия Гарибашвили с представителями парламентского меньшинства Сакварелидзе задаёт вопрос относительно того, что в обществе говорят о том, что составление списков не было беспристрастным, и требуют расследовать роль в этих процессах правозащитницы Наны Какабадзе. Депутат не называет источник, от которого идёт недовольство, и не указывает никаких имён. Но глава МВД воспринимает слова Сакварелидзе со всей серьёзностью и заявляет, что необходимо провести расследование и выяснить, имело ли место включение в список политзаключенных за денежное вознаграждение.

На это живо откликается правозащитница Нана Какабадзе. "Я выслушала Давида Сакварелидзе, который сегодня укрывается за депутатским мандатом и позволяет себе наглые заявления,- говорит Какабадзе. - Он повторяет то, что говорил. Меня удивил ответ министра, ибо я ждала более квалифицированного ответа. Но "Национальное движение" говорит по данному вопросу целенаправленно. В течение всего этого времени они не смогли представить ни единого конкретного факта, чтобы доказать свои слова. Не понимаю, на основании чего должно начаться следствие, на основе слухов? Существует кто-либо, кто скажет, что он взял деньги? Понятна позиция "националов" в мой адрес, ибо я активно требую их наказания. Для меня непонятна позиция Гарибашвили, когда он подумал и дал такой ответ. Я далека от того мнения, что ему не известно об этих процессах. Это не было правильным ответом. Министр должен был ответить по-другому. Но думаю, что такой министр все равно лучше своего предшественника Мерабишвили", - отметила Какабадзе.

Мы решили выяснить, почему её имя фигурирует в этом деле.

- Вы участвовали в составлении списков узников, подлежащих амнистии? Или, говоря по-другому, сколько заключённых амнистировано лично по Вашей инициативе?

- Во первых, маленькое уточнение -речь идёт о политзаключённых. Во-вторых, лично по моей инициативе ничего произойти не могло. В 2007-2008 годах была создана комиссия из нескольких неправительственных организаций, куда входила и наша. Был концессум по вопросам политзаключённых. И только на базе концессума возник этот список. Когда к власти пришла коалиция Бидзины Иванишвили, они решили рассмотреть наши списки, и комитет по правам человека при парламенте утвердил имена. Вот как это всё происходило.

- Сколько политзаключённых было в этих списках?

- 190 политзаключённых вышло на свободу. Но один из них, к сожалению, умер на второй день от перенесённых пыток.

- Как Вы относитесь к заявлению Сакварелидзе о том, что имена в списки заносились в результате получения денежных вознаграждений?

- Этому всему один ответ - чёрный пиар. Всё это делается ради него. Какие факты у них есть? Пусть предоставят факты.

- Почему Вас так удивиложелание главы МВД расследовать это дело и выявить виновных?

- Потому что расследование начинается на основе конкретных фактов, а не основе слухов. А кроме слухов у них ничего нет.

Чёрный пиар, безответственность или желание посеять смуту среди населения - причины громогласных заявлений "националов" сводятся к этому. На самом деле члены парламентского меньшинства и Давит Сакварелидзе всерьёз не надеются, что действительно начнётся следствие и выявятся факты взяточничества в деле с политзаключёнными. Как считает Нана Какабадзе, "это всего лишь заявление ради заявления". Значит, ЕНД само себе роет могилу. 

Кама Рзаева