Список чиновников бывшего правительства Грузии, возвращающихся в страну, продолжает пополняться новыми именами. На этот раз речь идёт о Дмитрии Шашкине - бывшем руководителе пенитенциарной системы Грузии, оборонного ведомства и главы Министерства образования и науки. В ночь на среду, 6 марта, экс-министр вместе с семьёй вернулся в Грузию из США, где он пребывал последние пять месяцев.
"Все знали о том, что я находился в США. Я свободный человек и имею право решать, где мне быть. Я являюсь гражданином Грузии, и принял решение вернуться на Родину", - так звучит первое заявление Шашкина в интервью, данном грузинским телеканалам в тбилисском аэропорту. Министр бывшего правительства страны выразил готовность ответить на все вопросы, которые имеет к нему прокуратура.
А вопросов множество. Ввиду того, что Дмитрий Шашкин менял несколько министерских портфелей, соответсвенно и вопросы к нему разные и относятся к различным периодам его деятельности. Так, ему вменяются и произвол в школьных учреждениях, когда появились знаменитые устрашающие фигуры мандатур, осуществляющих бдительный контроль за учащимися школ, и в садистских преступлениях в тюремных застенках, и непрозрачные сделки по закупкам автоматического оружия. Какое бы ведомство не возглавлял Дмитрий Шашкин, его всегда сопровождали скандалы. Но грузинские эксперты считают, что прежде всего, важной фигуре бывшего правительства прежде всего придётся ответить на главный вопрос: Отчего он убегал накануне подсчёта голосов 1-го октября 2012 года, в день парламенстких выборов?
Президент клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили в интервью GTimes высказал свою точку зрения на возвращение Дмитрия Шашкина в Грузию.
- Ожидание ответа на вопрос почему Шашкин вернулся в страну равнозначно ожиданию ответа на другой вопрос, а почему и от чего он убегал накануне оглашения результатов парламентских выборов, ещё до подсчёта голосов? Он уехал из страны вместе с семьёй, хотя и утверждал, что это просто командировка. И уже, находясь в Штатах, заявил, что покинул Грузию навсегда. Второй вопрос: какие реалии сегодняшней Грузии и нового правительства оказались для него привлекательными настолько, что он решил вернуться. Несмотря на то, что он занимал несколько ответственных постов, больше всего вопросов, которые будут звучать в его адрес, безусловно касаются того периода, когда он находился на посту Министра по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи, когда ему подчинялись тюрьмы.
-В случае с возвращением Бачо Ахалая, в обществе мнение, что ввиду вменяемых ему преступлений, у него есть повод бояться за свою жизнь, конец которой может положить какой-нибудь бывший заключённый, пострадавший в буквальном смысле от его рук, то есть есть основания бояться самосуда и Ахалая безопасней находится в тюрьме в Грузии, нежели на свободе за рубежом, где никаких гарантий безопасности у него нет, и он вернулся для того, чтобы сохранить себе жизнь. Как в случае с Шашкиным?
-В отличие от Бачо Ахалая, Шашкину не будут вменяться непосредственная инициатива садистских действий в учреждениях пенитенциарной системы, он хоть и несёт долю ответствености за это, но он скорее исполнитель, пассивно подчиняющийся, правда без принципов, без элементарного человеческого достоинства. Он скорее чаще будет проходить, как свидетель по многим делам. И потом у Шашкина несколько иное положение. Во -первых, он находился в стране, которая для него не чужая. Шашкин занимал пост директора грузинского правления в Международном республиканском Институте США. И именно этот институт рекомендовал его на должность руководителя пенитенциарной системы Грузии. Тогда его назначение расценивалось как торжество демократии в стране. Ведь в то время практически все правительственные посты занимали люди из команды Вано Мерабишвили, получавшие свои должности по принципу протекционизма, а не демократическим путём. Но придя к власти, Дмитрий Шашкин слишком быстро отказался от принципов, хотя может их у него и не было изначально. Никакой принципиальности, порядочности. От него давно не пахнет честностью. Вполне возможно, что сегодня у него есть и американское гражданство. Я не могу этого утверждать наверняка, возможно это только слухи, но и отрицать этого не берусь. Так что вполне допутима соглашённость на правительственном уровне о возвращении Шашкина в Грузию. Если правительство Грузии предоставило гарантии его безопасности и на этих условиях ходатайствовало о его экстрадиции, то США вполне могли рекомендовать Шашкину вернуться.
Эксперт от "Единого национального движения" Ника Читадзе, заместитель декана факультета социальных наук Международного Черноморского Института считает, что возвращение Шашкина никогда не исключалось. В интервью GTimes Читадзе заявил, что Шашкиным двигало ни что иное, как желание ответить на те обвинения, которые звучали и продолжают звучать в его адрес.
- Как вы думаете, каков ведущий мотив в решении Дмитрия Шашкина вернуться на Родину?
-Думаю, это желание доказать свою невиновность, ответить на бесконечные обвинения, которые звучат в его адрес все эти пять месяцев.
-Тогда встречный вопрос: а почему он будучи уверен в своей невиновности и имея возможность это доказать, всё же покинул страну накануне оглашения результатов парламентских выборов?
- Спустя 2-3 дня после парламентских выборов Радио Свободы распространило информацию о том, что со стороны активистов коалиции "Грузинская мечта" имел место быть факт физического оскорбления сына Дмитрия Шашкина. Я думаю, его отъезд из страны был вызван именно желанием защитить свою семью. Так как никто не мог в то время обеспечить безопасность его семье, у него не было другого выхода. Он и сейчас и рискует оказаться за решёткой, как Бачо Ахалая. Но несмотря на это он в Грузии. Нельзя сейчас называть их преступниками. Давайте не будем нарушать презумпцию невиновности. Пока вина не доказана, они не виновны. Поживём увидим. Он ответят на все вопросы. Я очень надеюсь, что прекратяться политические преследования членов бывшего правительства.
Сам Дмитрий Шашкин в качестве одной из главных причин своего отъезда из страны, называет возможность открыто, без давления со стороны нового правительства отвечать на обвинения, звучащие в его адрес. И сегодня, вернувшись в Грузию, он чувствует себя вполне готовым ответить на все вопросы. Ника Читадзе не исключает возможности некой сделки между правительствами США и Грузии, в результате которой Дмитрий Шашкин теперь снова в стране, которую называет своей родиной.
Кама Рзаева