Military style СНГ - кошмар для Грузии

Образование мусульманского и христианского военных блоков на территории Кавказа и Центральной Азии в ближайшей перспективе маловероятно. Союз Турции, Азербайджана и Киргизии - это, скорее, пиар-акция, а военное сотрудничество России, Армении и Грузии сегодня исключено. К таким выводам пришли эксперты, комментируя версию о возможном расколе Кавказа и Центральной Азии на два военных блока, объединенных по конфессиональному признаку.

Комментируя корреспонденту "Большого Кавказа" создание так называемых Вооруженных сил тюркоязычных стран, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров выразил сомнения относительно серьезности намерений новой структуры. "Киргизия и Казахстан (Казахстан пообещал позже присоединиться к блоку - прим. ред.) являются членами ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности - прим. ред.), - напоминает эксперт. - Как они могут вступить в другую организацию, имея обязательства перед ОДКБ? Чтобы куда-то вступить, им придется сначала выйти из этого блока, иначе возникнут противоречия с сутью договора о коллективной безопасности. Поэтому, я думаю, там никто ничего не подписывал. Постояли на плацу, сделали какие-то заявления и на этом разошлись. Скорее всего, это пиар-акция, в большей степени необходимая Турции. У киргизов и казахов нет никаких причин не уважить Турцию. Азербайджану тоже хочется лишний раз "показать кулак" Армении. Хотя чего там показывать, всем и так известно, что они союзники Турции".

Александров говорит, что угроза войны на евразийском пространстве существует, но она связана с событиями вокруг Сирии и Ирана. "Можно предположить сценарий: Турция вторгается в Сирию при поддержке Запада, Иран атакует Турцию, Запад нападает на Иран - и тогда России придется определяться, с кем она. Развитие крупномасштабного конфликта на Ближнем Востоке, который вовлечет и Россию, исключать нельзя. Поэтому заявление главы российского Генштаба о готовности армии к крупномасштабной войне, на мой взгляд, оправданно", - указывает ученый.

Переходя к вопросу возможного объединения России, Грузии и Армении, Александров отмечает, что действительно некоторые аналитики считают создание грузино-армянской конфедерации едва ли не единственным выходом для Грузии, иначе, с их точки зрения, есть риск, что страна будет поглощена Турцией и Азербайджаном. Политолог не видит смысла в присоединении Грузии к ОДКБ, так как "Грузия никогда не была серьезной военной силой", хотя, обращает внимание собеседник, "это важная территория в стратегическом плане". При этом Александров добавляет, что, если грузины сами захотят сотрудничать, "никто отталкивать их не будет". "Но это не вопрос ближайшей перспективы. Грузии еще надо определиться со своей внешне-политической ориентацией, понять на базовом, ценностном уровне, что она за страна, куда движется. А это займет некоторое время", - резюмирует эксперт.

Между тем ректор Дипломатической академии Грузии Сосо Цинцадзе в интервью "Большому Кавказу" назвал нереальной перспективу вступления Грузии в один военный блок с Россией. Более того, по его словам, Грузия вскоре официально возьмет на себя обязательство не вступать ни в какие объединения "в стиле СНГ" в обозримом будущем. "Могу сказать, что сегодня в парламенте идет работа над соответствующим документом. Пока это только проект, но уже решено застолбить этот принцип на законодательном уровне", - уточняет грузинский политолог.

"Что будет дальше, через лет 10-20, посмотрим. Но сегодня, исходя из развития событий и позиции грузинской общественности, подобное сотрудничество просто невозможно. До тех пор, пока российские войска стоят в Абхазии и Южной Осетии, любые домыслы о военном союзничестве России и Грузии - это фантастика", - подчеркивает Цинцадзе.

"То же касается блока Грузии и Армении, - продолжает профессор. - Принимать какую-либо сторону в вопросе армяно-азербайджанских отношений - не в интересах Грузии. Цель грузинской дипломатии - поддерживать добрососедские взаимоотношения со всеми нашими соседями, в том числе с Россией, и тем паче - с Арменией и Азербайджаном. Так что рассматривать, пускай и в теоретическом плане, вариант военного армяно-грузинского сотрудничества - нет, такое даже в кошмарном сне не привидится".