Осужденный в 2008 году сроком на 10 лет политический активист из армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети (армянская версия - Джавахк) Ваагн Чахалян вышел на свободу. Как отмечают местные наблюдатели, освобождение Чахаляна снизит напряженность в Джавахети, которая планомерно увеличивалась в период правления бывших властей. Прежние власти, по замечанию местных жителей, "подвергали гонениям нелояльных к ним политических активистов", а регионом управляли посредством "государственной репрессивной машины".
Как и ожидалось, Ваагна Чахаляна освободили в рамках объявленной в Грузии всеобщей амнистии. Его освобождение воодушевило население Ахалкалаки, откуда он родом. Однако джавахкский политический активист, которого многие авторитетные международные организации считали осужденным "по политическим мотивам", был выпущен на свободу как обычный заключенный. Он не вошел в официальный список "политических заключенных", который был составлен после победы блока "Грузинская мечта" на прошедших парламентских выборах.
Между тем это не единственная новость. Почти одновременно с освобождением джавахкского активиста был снят запрет на въезд в страну депутата парламента Армении от фракции правящей Республиканской партии, председателя земляческого объединения "Джавахк" Ширака Торосяна. Бывшие власти внесли его в черный список лиц, которым запрещался въезд в Грузию за их политическую позицию.
Настроен на борьбу
Местные активисты благодарят власти Грузии за снятие ареста с Чахаляна, но в то же время надеются на то, что уже бывший заключенный попадет в список политзаключенных и будет реабилитирован как "узник совести". "Возможность реабилитации Чахаляна в качестве политического заключенного есть. Его сподвижники намерены бороться за это", - подчеркнул в беседе с GTimes координатор Совета армянских общественных организаций Смацхе-Джавахети Артак Габриелян.
Сам Чахалян уже успел заявить СМИ о том, что переполнен положительными эмоциями и настроен на дальнейшую борьбу. "Я призываю к объедению усилий для продолжения борьбы, чтобы решить все назревшие перед Джавахком проблем", - заявил Чахалян. Список проблем армян Джавахети довольно богат - от сокращения часов преподавания армянского языка и литературы в школах до защиты от исчезновения историко-культурных памятников в регионе.
По словам Габриеляна, реабилитация Чахаляна в статусе политического заключенного даст возможность официально признать, что во время правления прежней власти в Джавахети были осуществлены "политические гонения на основе выдуманных обвинений". Чахалян превратился в своеобразный символ осуществления политических преследований в регионе. "С этой точки зрения очень важно признание его действительного статуса", - подчеркнул наш собеседник.
От конфронтации к сотрудничеству
"Как арест Чахаляна, так и заперт на мой въезд на родину были необоснованными и нелепыми. Нынешние грузинские власти во главе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили в бытность в оппозиции подвергали резкой критике действия руководства Саакашвили по отношению к национальным меньшинствам. Таким образом, освобождение Чахаляна и снятие заперта на мой въезд в Грузию нужно рассмотреть в рамках этой логики, ибо такое обещание блок "Грузинская мечта" дал еще в предвыборный период", - подчеркнул в беседе с корреспондентом GTimes депутат армянского парламента Ширак Торосян.
Политик сообщил, что заперт был снят 24 января. Теперь он собирается в Джавахети, где встретится в том числе и с Ваагном Чахаляном. По его словам, сейчас необходимо перейти от конфронтации к сотрудничеству с властями, которые "все наши требования внесли в свою предвыборную программу". По его словам, действия новых властей внушают надежду на улучшение ситуации с защитой прав человека в Джавахети. "Сейчас нет проблемы борьбы с властью. Необходимо перейти к сотрудничеству, чтобы помочь новым властям осуществить свои предвыборные обещания", - заключил Торосян.
Местные жители сравнивают первые шаги правительства Иванишвили к разрядке обстановки в Грузии (особенно в регионах, компактно населенных нацменьшинствами) с периодом "гласности" Горбачева при запуске перестройки в СССР, когда "вдруг многое стало можно сказать и даже сделать". Какими будут результаты реформ Иванишвили в Грузии, пока никто не принимается прогнозировать.
Аршалуйс Мгдесян