Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко готов стоя на коленях просить Грузию вернуться в СНГ. Об этом он заявил в Минске 11 декабря на Форуме европейских и азиатских медиа, в ходе встречи с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии. Эмоциональный порыв белорусского Батьки не впечатлил ни Грузию, ни Россию.
"Вот мы будем с первого января председательствовать в СНГ, мы вас (Грузию) ждем. Я приеду к вам, стану перед вами на колени, только не публично. Ну, если хотите, публично ради этого, и буду вас просить первым шагом вернуться в СНГ", - сказал Лукашенко.
Реакция из Тбилиси была ожидаемой. "Мы очень благодарны президенту Лукашенко за его позицию по непризнанию грузинских оккупированных территорий, однако, к сожалению, с его приглашением по возвращению Грузии в СНГ мы согласиться не можем, так как Грузия уже выбрала свой внешнеполитический курс", - подчеркнула министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе.
У российских аналитиков высказывание белорусского президента вызвало недоумение. Эксперт по проблемам постсоветского пространства и первый гражданин РФ, ставший persona non grata в Республике Беларусь, политолог Андрей Суздальцев называет заявление Лукашенко бессодержательным и объясняет его желанием попиариться. "Лукашенко - человек не очень грамотный в международных отношениях. К сожалению, он не очень понимает некоторые вещи и, по всей видимости, объяснять ему что-либо очень тяжело, - говорит Суздальцев в интервью корреспонденту "Большого Кавказа". - Лукашенко почему-то считает, что Россия - это государство, отягощенное желаниями кого-то обязательно интегрировать, включать в свой состав. Он мыслит в духе имперской парадигмы. Заявляет, что россияне будут обеими руками за возвращение Грузии в СНГ, не понимая нашу позицию в этом вопросе. А наша позиция здесь совершенно другая, потому что реально Грузия нам совершенно не нужна. У России нет там никаких особых интересов".
По мнению эксперта, Лукашенко хочет показать свою значимость в геополитике постсоветского пространства. "Он пытался зарекомендовать себя в Центральной Азии, теперь хочет, чтобы его позиционировали с Южным Кавказом. Это не очень умно. Чтобы влиять на ситуацию в этом тяжелом регионе, надо иметь колоссальный международный авторитет и влияние, чего у Лукашенко нет. Как нет и понимания позиций сторон. А ситуация здесь очень тяжелая. Я думаю, в ближайшее время диалога между Тбилиси и Москвой не будет", - резюмирует Суздальцев.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова политолог Богдан Безпалько тоже считает, что инициатива президента Беларуси - это всего лишь пиар-акция. "Таким образом Лукашенко хочет показать белорусам свою способность вести эффективную внешнюю политику на постсоветском пространстве, - поясняет политолог в интервью корреспонденту "Большого Кавказа". - Российским элитам он демонстрирует свои усилия, направленные на то, чтобы вернуть влияние России на Грузию - дескать, мы не признали независимость Южной Осетии и Абхазии, подвели вас, зато сейчас всячески способствуем налаживанию интеграционных процессов. Это странный пиар - при современных технологиях, тем более для президента европейской страны. И с эмоциональной точки зрения он выглядит нелепо. Стоящего на коленях Лукашенко представить себе сложно - этот образ порождает неприличные ассоциации, так и хочется спросить: что же будет дальше".
Эксперт связывает эпатажное заявление со стилем поведения белорусского лидера. При этом он оговаривается, что при всей своей эмоциональности прежние его изречения были более обоснованными. "Я не думаю, что кто-то из сторон заинтересован в возвращении Грузии. Да и Лукашенко наверняка сам совершенно не рассчитывает на то, что Грузия войдет в СНГ, благодаря его воззваниям, тем более таким истеричным. Грузия не вернется в СНГ сейчас, после 2008 года, после того, как она была деструктуризирована как политическая единица - и территориально, и во всех других смыслах. К тому же сама Грузия для СНГ большого интереса не представляет. В плане интеграционных процессов, кстати говоря, на постсоветском пространстве более привлекательно выглядят Украина и та же Беларусь", - отмечает Безпалько.
Напомним, Грузия вышла из состава СНГ после вооруженного конфликта с Южной Осетией в августе 2008 года. Соответствующую инициативу президента Грузии Михаила Саакашвили поддержал парламент страны, и 18 августа грузинский МИД поставил в известность исполнительный комитет СНГ о решении Грузии прекратить членство в Содружестве. Официальная процедура выхода длилась в течение года.