Зачем Иванишвили понадобилась Палестина?

То, что Грузия одобрила предоставление Палестине статуса страны-наблюдателя ООН, для Израиля стало разочарованием, а для ряда грузинских оппозиционных политиков - неприятной неожиданностью. Лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава считает, что одобрение резолюции от 30 ноября может негативно сказаться на перспективе территориальной целостности Грузии. Проще говоря, те же США и Израиль могут в будущем "отомстить" Грузии каким-нибудь демаршем в отношении Абхазии и Южной Осетии. Опрошенные "Большим Кавказом" грузинские эксперты пояснили, почему Иванишвили "признал" Палестину.

 

Георгий Хуцишвили, директор Международного центра конфликтов и переговоров.

"С одной стороны, есть фактор сотрудничества Грузии с США и Израилем. Этот фактор должен был сработать для того, чтобы Грузия приняла по Палестине такое решение, которое бы не раздражало США и Израиль. Но есть еще другой фактор. "За" резолюцию по Палестине проголосовало 138 стран, и только девять были "против". Исходя из этого, новое руководство Грузии оказалось в глобальной ситуации "поддержки" или "неподдержки" решения по Палестине. У меня сложилось впечатление, что власти в этой ситуации постарались заявить о себе как о независимом игроке. Грузинское руководство рассуждало так: мы - стратегический партнер США, но при этом мы - независимый игрок, поэтому мы в важных международных вопросах будем исходить из своих соображений, а не из соображений партнерства с США, Израилем или кем-либо. У грузинского руководства сложилась глобальная картина в пользу этого решения. Это подтвердилось количеством голосов в поддержку решения по Палестине.

Если бы речь шла о предоставлении Палестине статуса страны-постоянного члена ООН, то это уже были бы решения более высокого международного уровня. Здесь уже Грузия не стала бы рисковать и высказывать свое мнение в пику позиции тех же Штатов по этому вопросу. Вопрос о предоставлении Палестине в ООН статуса наблюдателя - вопрос более низкого уровня. Наблюдатель ООН - не член ООН.

Я бы также не стал связывать признание Палестины с проблемой Южной Осетии и Абхазии. Эти категории неравнозначны. Грузия поддерживает со всеми странами мира отношения свободного партнерства. Дискуссии вокруг "увязывания" Палестины с Южной Осетией и Абхазией мне напоминают другой казус. В свое время Саакашвили решил открыть границу с Ираном и ввести безвизовый режим с Исламской республикой, что вызвало страшное раздражение в Вашингтоне. Это произошло после августовской войны 2008 года. Тогда Вашингтон постоянно делал замечания Саакашвили по поводу определенных действий прошлого президента Грузии. Видя охлаждение Вашингтона к Тбилиси, большие столицы мира отказывали Саакашвили в приемах, его никуда не приглашали. Саакашвили в случае с Ираном решил продемонстрировать миру, что у Грузии есть мощный рычаг влияния на политические процессы в регионе. Благодаря этому рычагу мы какой-то процесс на международном уровне можем поддержать, а можем и не поддержать. Думаю, случай поддержки Грузией Палестины в чем-то схож с давними намерениями Тбилиси открыть границы с Ираном. Конечно, Саакашвили и Иванишвили - совершенно разные. Но сам факт того, что ты в критический момент можешь заявить о себе как о самостоятельном политическом игроке, роднит Иванишвили с Саакашвили". 

 

Тенгиз Пхаладзе, руководитель Международного центра геополитических исследований.

"Заявление по поводу Палестины было сделано Министерством иностранных дел Грузии. Необходимые дипломатические решения по таким вопросам принимаются в ООН. Соответственно, эти решения нуждаются в международных консультациях. Как говорит глава МИД Грузии, такие консультации были проведены с США и Израилем.

Решение Тбилиси по Палестине нельзя считать каким-то реверансом в сторону Москвы. Абхазия и Южная Осетия до сих пор оккупированы Россией. Признание Палестины не было консолидированным решением Тбилиси и Москвы, оно было самостоятельным решением Тбилиси. Кроме Грузии, резолюцию по Палестине поддержало около 140 государств, среди которых была не только Россия, но и стратегические партнеры Грузии.

Не стоит считать, что Грузия сделала реверанс и арабскому миру. Ближний Восток - соседний для Грузии регион, и ее не могут не волновать те процессы, которые там проходят. Вполне естественно, что Грузия поддерживает мирное решение всех международных проблем и всех существующих международных конфликтов. В резолюции ООН по Палестине Грузия увидела реальное способствование разрешению многолетнего арабо-израильского противостояния. В Тбилиси увидели, что успех резолюции ООН по Палестине в будущем будет способствовать миротворческим процессам, и, разумеется, проголосовали "за".

То, что часть территории Грузии оккупирована - это объективная реальность. Предварительные консультации по поводу Палестины проводились Тбилиси именно для того, чтобы из-за положительного решения Грузии по Палестине не пострадали национальные интересы самой Грузии. По большому счету, Палестина и оккупированные территории Грузии - не одно и то же. Я не говорю о том, что Палестина уже имела в прошлом статус широкой автономии. Резолюция 30 ноября подняла статус Палестины до ранга страны-наблюдателя ООН. По поводу будущего Палестины уже было достаточно резолюций, в частности о том, что народ Палестины имеет право на создание собственного государства. Этот статус-кво Палестины никак нельзя связать с ситуацией оккупации Абхазии и Цхинвальского региона".

 

Александр Ашуров