Тема "геноцида черкесов" в Российской империи при Саакашвили была одной из важнейших частей политики Грузии. Одним из основных рупоров этой темы был канал ПИК. Ныне "Первый информационный кавказский" приказал долго жить. Совсем недавно оказалось под вопросом и существование самого проекта "геноцид черкесов". Министр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили сказал, что "хватит возиться с этим геноцидом". Откажется ли новый грузинский режим от "черкесского проекта" или просто внесет в него коррективы? Об этом с GTimes беседовали эксперты.
"Черкесская игра" Саакашвили провалилась, а Иванишвили вряд ли будет как-то реанимировать затратный проект, который себя никак не оправдал", - сказал GTimes российский политолог-международник Станислав Тарасов. Он обосновывает это тем, что продолжение "черкесской игры" режимом Иванишвили "подставит" Грузию перед ее ближайшими соседями: Турцией и Россией.
В качестве иллюстрации эксперт приводит такой случай. "Когда Саакашвили только начал организовывать антироссийские выступления черкесов по всему миру, я был в Стамбуле. По Турции в это время проходили черкесские акции. Турецкие власти спрашивали у меня, как у представителя России, что им делать с этими акциями? Я отвечал: этих черкесов организовывает и финансирует Саакашвили. Поэтому разгоняйте выступления полицией, потому что это "сыграет" против вас же. Прошло несколько месяцев, и я снова оказался в Стамбуле. Со мной встретились турецкие чиновники и заявили: "Как Вы были тогда правы". Дело в том, что после антироссийских черкесских выступлений черкесы Турции сразу же потребовали себе право на автономию, на черкесские школы, телевидение", - сказал Станислав Тарасов изданию.
"Черкесский вопрос" - это международная проблема XIX века, составная часть "восточного вопроса". Данный исторический период хорошо изучен в науке, имеет богатую историографию", - сказал GTimes Аскер Сохт, председатель "Адыге Хасэ" Краснодарского края.
"Актуальным для современного черкесского мира является обеспечение их прав и свобод в странах проживания, сохранение этнокультурной и лингвистической идентичности, развитие связей черкесских сообществ разных стран мира. За последние два десятилетия в этом направлении произошли колоссальные перемены. Современный черкесский мир, в силу большей открытости наших стран, развития средств коммуникаций, чрезвычайно высокой интенсификации контактов черкесских общин разных стран, вызвал колоссальный рост национального самосознания. Этот феномен различные государства пытаются использовать в политических целях, исходя из своих интересов, порой превратно понятых. В частности, это происходит в Грузии", - говорит Сохт.
По его словам, второй и не менее важный аспект черкесской проблемы лежит в грузинской политической специфике. Между Грузией и РФ существуют неразрешимые противоречия, которые не зависят от того, кто стоит во главе Грузии. И Москва, и Тбилиси стремятся и будут стремиться разрешить эти противоречия исключительно в свою пользу. "Политическая борьба в Грузии лишь стимулирует рост противоречий", - говорит Аскер Сохт.
"Усугубляющим фактором является потеря грузинской элитой политической самостоятельности. Современный грузинский политический класс замкнут на США и страны Запада. Ключевые решения, непосредственно затрагивающие национальные интересы грузинского государства, порой принимаются далеко не в Тбилиси. Возможно, политическая активность Грузии в северокавказском регионе является не грузинской стратегией. Соблазн выстроить механизмы и институты влияния на общественно-политическую ситуации в северокавказском регионе РФ "грузинскими руками" также существует", - добавляет черкесский эксперт. Он утверждает, что ни Москве, ни черкесам не стоит возлагать надежд на Иванишвили. "2013 год породит новый всплеск противоречий. Тотальное игнорирование Западом российских интересов на Ближнем Востоке и Большом Кавказе вновь будет порождать кризисы", - сказал Аскер Сохт изданию.
Свою точку зрения GTimes также изложил черкесский общественный деятель Тамерлан Урусов:
"Главными политическими требованиями черкесов к Москве являются публичное признание федеральным центром преступлений, совершенных Российской империей в 19 веке, реализация комплекса законодательных мер и реальных действий, направленных на поддержку репатриации и адаптации черкесов, и исправление ситуации с фальсификацией исторических фактов в учебных и иных пособиях, описывающих историю ареала исторического проживания черкесов.
По первому требованию все вроде как просто, геноцид черкесов - это аксиома. Часть общественных организаций, активистов и субъектов РФ настаивают именно на подобной формулировке. Другая часть считает, что можно ограничиться более мягкой формулировкой, учитывая непростую историю взаимоотношений Империи с другими коренными народами РФ. Как видно, черкесское общество неоднородно, как и любое другое. Однако мало кто не согласится с тем, что реализация первого требования без двух следующих (а вопрос с репатриацией, к примеру, ставился перед Российской империей, СССР и РФ на протяжении всех 150 лет) к снижению остроты вопроса не приведет.
Основная проблема мне видится в том, что на Старой площади не хватает профессионалов, способных адекватно разобраться и воспринять проблему, и уже исходя из этого предложить способы ее разрешения, а не эскалации, как это было до сих пор. Москве нужно осознать одну истину: каждый упущенный день лишь во вред как самим черкесам, так и Российской Федерации.
При подобных обстоятельствах было предсказуемо, что спекулировать на вопросе будут страны с недружественными Москве режимами. Вот и подключился официальный Тбилиси, Грузия признала геноцид. Безусловно, признание государством-членом ООН вывело вопрос на иной информационно-дискуссионный уровень. И то, что можно было решить позитивно заблаговременно внутри Российской Федерации, после признания обрело международный формат.
Что касается последних политических изменений в Грузии - вероятно, разговоры об отказе Тбилиси от признания геноцида будут одним из инструментов сближения с Москвой. Но, как я уже высказался выше, вопрос приобрел международный формат, и отмена со стороны Грузии вряд ли сможет это изменить. Другое дело, что сама Москва может сейчас снизить напряженность, особенно в преддверии Олимпиады, если примет меры по репатриации черкесов из пылающей Сирии, поскольку это будет конкретным шагом на пути к восстановлению исторической справедливости".
Тамерлан Алероев